Антикризисник наш
Я проиграл пари, поскольку поставил на то, что Путин в Пикалево не приедет.
Я руководствовался следующими соображениями: Путин никогда раньше не поддавался на подобного рода шантаж (в его понимании перекрытие автомобильной трассы голодными рабочими и членами их семей – конечно, шантаж). Путин не нанимался к Дерипаске разруливать его проблемы. Путин не захочет создать прецедент, после которого тысячи других голодных рабочих в сотнях других российских городах поймут, что есть способ решения их тяжелейших проблем. Хотя бы на время. И, наконец – Путин ни за что не согласится бродить по грязному заводоуправлению и вникать в вопросы поставок нефелинового концентрата, пока его младший партнер по тандему, вальяжно развалившись в кресле виповского теплохода, обозревает Дворцовую набережную и беседует на геополитические темы с главами других государств. Потому что это, конечно, не дело Путина, закатав штаны, разгребать дерьмо за какими-то мелкими вороватыми и, по его же словам, «жадными» персонажами. Он вам национальный лидер или кто?!
Но я просчитался – Путин в Пикалево приехал. Впрочем, судя по телевизионной картинке, все время пребывания там он находился в состоянии даже не раздражения, а, скорее, бешенства. Думаю, как раз по вышеперечисленным причинам. Досталось всем. Губернатору Сердюкову за то, что пытался заманить премьера в какой-то менее проблемный город. Кроме того, Путин недвусмысленно дал понять, что подозревает губернатора в том, что именно тот инициировал протестные действия граждан в Пикалево, чтобы сорвать туда визит Путина. (Разумеется, рабочие сами никогда бы не допетрели перекрыть дорогу. Кроме того, их, ведь, целый день никто не разгонял. А почему? Очень подозрительно.)
По полной программе досталось и Олегу Дерипаске. Справедливости ради отметим, что на Дерипаску Путину есть за что обижаться. Он, Путин, потратил на Олега Владимировича кучу миллиардов долларов, а тот даже не смог избавить его от столь постыдной роли, заставил на глазах у всей страны вникать в склоку между тремя провинциальными заводиками. Телеканалы сделали нас свидетелями дивного эпизода, который произошел между Путиным и Дерипаской во время совещания в местном заводоуправлении. Все отметили, что премьер фактически заставил магната подписать некий договор. Однако почему-то никто не обратил внимания на то, чем завершился этот эпизод. Когда Олег Владимирович уже отходил от стола, Путин резко произнес: «Ручку-то верните!» и недобро посмотрел на владельца (возможно уже бывшего) градообразующего предприятия. Я так и ждал, что сейчас у него с губ сорвутся слова: «Что, совсем дела плохи?». Но Путин их не произнес. А с другой стороны, кому как не Путину знать, как на самом деле обстоят дела у Дерипаски?
Конечно, историю с приездом Путина в Пикалево наши «охранительные» аналитики и публицисты трактуют однозначно – премьер проявил волю, приехал в проблемный регион и решил проблему. То есть показал себя эффективным антикризисным менеджером. И вся страна увидела, какой он на самом деле крутой, наш Владимир Владимирович! Действительно, рабочим еще до приезда Путина перечислили зарплату за два месяца. (Что, разумеется, хорошо.) Об этом рапортовал губернатор Ленинградской области. Действительно, в Пикалево в ближайшие дни, скорее всего, запустят котельную, и в домах появится горячая вода. Я даже подозреваю, что на какое-то время возобновится работа на всех трех пикалевских предприятиях. Ведь именно на таком решении проблемы настаивал премьер.
Теперь по существу. Судя по всему, деньги рабочим перечислили из бюджета области. А это означает, что проблемы одних решают за счет других. Тех же учителей, врачей и т.д. Кроме того, все последние дни из уст федеральных депутатов звучали слова о «национализации» пикалевских предприятий. Они уже даже начали обсуждать соответствующий законопроект. Про национализацию Путин вроде бы ничего в Пикалево не произносил. Но действовал там именно как собственник. По тому, что мы видели и слышали из Пикалева, создавалось впечатление, что отсутствующий долгое время хозяин вернулся домой и нашел свои предприятия в полном запустении. И теперь выговаривает нерадивым управляющим. И, разумеется, требует в кратчайшие сроки восстановить работу заводов.
Вот это и есть самое бессмысленное и опасное в антикризисном менеджменте российского премьера. Наверное, у России еще хватит ресурсов, чтобы какое-то время поддерживать на плаву некоторые уже фактически обанкротившиеся предприятия и тем самым решать социальные проблемы населения. Но очевидно же, что в конечном итоге такая экономическая политика ведет к неминуемому краху. Ей Богу, лучше бы Путин поплавал с Медведевым по Неве на теплоходе – и вреда было бы меньше, и деньги мои были бы целее. Впрочем, пикалевцы, видимо, думают иначе. И какое-то время (боюсь, очень недолгое) еще будут так думать.