История пикалевского бунта. Сеанс путинской магии с последующим разоблачением
Пикалевская драма на время закончилась. Теперь у нас есть возможность восстановить клиническую картину этой истории.
1. Во вторник, 2 июня 2009 года, жители города Пикалево (Ленинградская область), целиком зависящие от трех остановленных производств и много месяцев не получавшие зарплату, перекрыли федеральную трассу А-114. Сегодня можно с уверенностью говорить: именно этот шаг и принес им успех. Если бы не эффективный акт сопротивления, о пикалевцах вспомнили бы не раньше, пожалуй, светлосерого 2020 года. Дав им предварительно умереть или безотчетно покинуть город.
2. Уже на следующий день – в среду, 3 июня, - депутаты Госдумы Андрей Исаев и Михаил Тарасенко (оба, совершенно понятно, – «Единая Россия») срочно внесли на рассмотрение нижней палаты российского «парламента» законопроект о национализации всех трех основных пикалевских предприятий: «Базэлцемента-Пикалево» (принадлежит группе «Базэл» Олега Дерипаски), «Метахима» и «Пикалево-Цемента». Приватизация предполагалась, разумеется, возмездной: например, собственнику «Базэлцемента-Пикалево» должно было выплатить за счет федерального бюджета порядка 1 млрд. руб. За предприятие, которое не работает, обременено большими долгами и даже выглядит, по дальнейшим заметам Владимира Путина, «как свинарник».
Представитель «Базэла», бывший депутат Госдумы Евгений Иванов законопроект, в принципе, поддержал, дав понять, что национализация – один из возможных способов решения всех проблем. Владельцем «Метахима» и «Пикалево-Цемента» законопроект категорически не понравился.
Ясно, что за одну ночь у нас официальные законопроекты не пишутся. Следовательно, текст Исаева – Тарасенко был готов премного заранее. И, вероятнее всего, по тайной инициативе Олега Дерипаски. Который стремился:
а) как максимум – повесить на шею налогоплательщиков проблемный завод со всеми его невозвратными долгами и яростно голодающими работниками;
б) как минимум – заблокировать дерзкую активность Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая недавно постановила продать недобросовестный «Базэлцемент» с аукциона другому владельцу.
3. 2 июня, премьер-министр Владимир Путин прибыл в Санкт-Петербург – открыть новый сборочный завод Nissan и заодно повидаться с израильским министром иностранных дел, человеком из Кишинева Авигдором Либерманом. Последний сообщил премьеру РФ о еврейском происхождении А. С. Пушкина, чем привел Путина в неистовый восторг.
А, возможно, уже в среду, 3 июня, Путин увидел средь шумного бала, случайно, олигарха Олега Дерипаску. Который, по старой дружбе, объяснил Путину: надо срочно ему, Дерипаске, дать федеральных денег, иначе в Пикалеве случится полная катастрофа.
Выслушали. Постановили: подконтрольный государству банк ВТБ (президент – Андрей Костин) выделит «Базэлцементу» кредит в 250 млн. руб, а если надо – то и больше. В общем, сколько нужно будет Дерипаске на данном участке индустриального фронта, столько и выделит.
Это решение было поистине прорывным. Ведь еще недавно крупнейшие банки, оперирующие финансовыми резервами государства – ВЭБ и ВТБ – давали понять, что с Дерипаской и ему подобными больше иметь дел не хотят. Андрей Костин даже озвучил идею закона об ужесточении ответственности заемщиков и ограничении прав добровольных банкротов. «Альфа-банк», в свою голову, продолжал преследовать предприятия Дерипаски во всех возможных арбитражных судах.
Но главное – власть вроде бы придерживалась концепции, что с точки зрения социальной стабильности надо спасать, прежде всего, финансовую систему, а значит – банки и их клиентов.
«Пикалевский прецедент» изменил эту логику. Теперь торжествующий Дерипаска может прийти в любой государственный / полугосударственный банк, а то и просто в Минфин и заявить: не хотите, братцы, чтобы Пикалево повторилось в особо крупных размерах? Тогда давайте деньги. Срочно. И не спрашивайте, когда отдам. Или премьер Путин у меня по регионам не наездится!
Вот чем, на самом деле, закончилось Пикалево для элит и власти. Победой Дерипаски и Ко, поражением Кудрина и Ко. Исполнителем этой операции выступил премьер Путин.
4. В четверг, 4 июня, Владимир Путин - не с первой попытки – лично явился в Пикалево. Явился очень нехотя, ибо вообще страшно не любит выяснять отношения с трудовым народом (наемным быдлом, по классификации правящей российской элиты). А после Оранжевого Майдана (Украина) – так просто и слишком боится выяснять.
Собственно, после решения спасать Дерипаску и Ко за государственный счет ехать в мятежный город было уже не обязательно. Но Путин поехал. А для чего? А для того, чтобы принизить смысл и результаты народного протеста. Сказав и показав страждущим пикалевцам: вы, дамы и господа, получили ваши законные деньги вовсе не потому, что учинили настоящий протест. А только и исключительно - по барственной милости федерального правительства.
В этом и состоит тайный смысл загадочного тезиса, произнесенного Путиным на совещании в Пикалеве: дескать, те, кто вывел народ на улицы, хотели, чтобы я сюда не приехал. С путинского на русский это переводится так: хотите, чтобы вам платили зарплату – ни в коем случае не начинайте бороться за свои права; просто ждите премьера, он приедет, и вам воздаст; а начнете бороться – смертельно обидится, не приедет и не отдаст.
В Пикалеве «национальный лидер» стал звездой спектакля по пьесе О. В. Дерипаски в постановке О. В. Дерипаски. Нагнув сперва ВТБ и Минфин, звезда походя уконтропупила какое-то еще «Фосагро» (поставщика сырья), заставив его подписать контракт с «Базэлцементом» на условиях, чрезвычайно выгодных именно и только последнему. Так что премьерский гнев, вроде бы обрушившийся в те часы на Дерипаску, был, сто пудов, фальшивым, наигранным и картинным. Просто – в очередной, 172-й за все последние годы раз – нужно было создать у лоховатого телезрителя ощущение, что Путин борется с олигархами, а вовсе не реализует их заветные желания и мечты. Дерипаска, на пикалевском кризисе сорвавший солидный куш, согласился сыграть в собственной пьесе роль плохого, небритого олигарха, жертвы жестокого Путина. Талант!
Вот и всё.
И не слушайте вы никого, в России ли, за границей ли, кто начнет объяснять вам про «шерифа среди ковбоев».
Что же из этого следует?
Простой вывод.
Не придавать значения Путину с его изощренными интонациями и многослойными намеками.
Хотите вырвать у этой власти то, что вам причитается? Поступайте, как пикалевцы.
Выходите на улицы, перекрывайте дороги, творите власти реальные проблемы.
Только в таком случае власть испугается вас и что-то сделает для вас. Так оно устроено. И никак по-другому.