Кинотавр без Янковского
В Сочи открылся юбилейный кинофестиваль "Кинотавр". Конечно, тот факт, что "Кинотавр" проводится уже в 20-й раз, должен был отразиться на атмосфере фестиваля. Участники и гости ожидали, что его открытие должно быть гораздо более праздничным, чем обычно. Но на самом деле все было иначе.
Церемонию открыл Михаил Швыдкой. Приветствие Дмитрия Медведева он прочел, запинаясь - а потом от себя, грустно глядя в зал, добавил, что надеется отпраздновать еще и 25-летие "Кинотавра". Кинематографисты боятся, что на будущий год на фестивале показывать будет нечего, потому что на кино нет денег.
На сцену вышла группа "Чайф". Владимир Шахрин пел "Время не ждет". А на экране в этот момент крупным планом показывали лица кинематографистов, сидевших в зале, - серьезные лица людей, которых вне зависимости от их возраста время ждать не собирается.
Речь председателя попечительского совета фестиваля "Кинотавр" Александра Роднянского была длиннее обыкновенного, потому что он вспоминал людей, которые все эти годы поддерживали фестиваль.
Две награды предназначались в этом году Марку Рудинштейну и Олегу Янковскому, то есть бывшему директору и бывшему президенту фестиваля. На сцену вышел один Марк Рудинштейн. После его выступления осталось тяжелое, очень тоскливое, грустное ощущение - как будто бы даже от самой церемонии. Как будто бы все плохо, а люди старательно это скрывают; как будто они думают не о настоящем, а о прошедшем.
Причины можно, конечно, искать, где угодно - в будущей Олимпиаде 2014 года, которая теснит все и всех в городе Сочи, или финансовом кризисе, который оставил кино и людей без средств. Но все-таки, кажется, дело не в этом, а именно в отсутствии президента "Кинотавра" Олега Янковского. Его лицо было на экране, а в полной темноте зала видно было, как на глазах людей блестят слезы. Музыкальная группа пропела песню Марыли Родович "Kolorowe Jarmarki". Получалось, что "этой ярмарки краски" остались в прошлом, где Олег Янковский машет фестивальным зрителям треуголкой барона Мюнхгаузена…
В общем, была очень хорошая, правильная церемония - не праздничная, а именно правильная. На открытии Шахрин пел старую вещь Бориса Гребенщикова. Надо сказать, что спел он ее не очень удачно, но не в этом дело. "Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли. Ее нет, нет, нет!" А ведь в основном конкурсном фестивале почти нет фильмов старших кинематографистов. Как ни странно, старейшиной оказался Иван Дыховичный. А молодые кинематографисты (их было пятеро - Борис Хлебников, Иван Вырыпаев, Петр Буслов, Алексей Герман-младший, Кирилл Серебренников) представили на открытии фестиваля альманах из пяти новелл, который называется "Короткое замыкание". Продюсер Сабина Еремеева предложила им общую тему - "Любовь", но те, кто этого не знал заранее, нипочем бы сами не догадались.