Операция «Э»
Мы так долго смеялись над тупой американской политкорректностью, и вот теперь сами начинаем смешить весь мир. Только у нас слово «полит» имеет несколько другой оттенок, поэтому получается не столько смешно, сколько страшно.
В стране создана структура, которая фактически заинтересована в том, чтобы экстремизм у нас был. И чтобы его было много. Это так называемое Управление «Э», созданное на базе бывшего РУБОПа. При существующей «палочной» системе учета эффективности работы МВД, когда показателем является не уровень криминогенности, а раскрываемость преступлений, Управление «Э» обречено стать чем-то средним между шутом и монстром. Шутом — для всех, кого его деятельность еще не коснулась, а монстром — для тех, кто уже вляпался.
А вляпаться может любой. «Признаки экстремизма» для человеческой мысли — как витамины: в небольших дозах полезны, передозировка — губительна. Но статья 282 УК РФ написана так, что если соблюдать ее буквально, то жить придется без витаминов вообще. К чему это приведет? К цинге. А общество без зубов — хотя кому-то, возможно, покажется, что так и надо, — не сможет не только кусаться, но и питаться и в конце концов умрет.
Очередная операция «Э» проведена на днях в Новосибирске. Там арестован художник Артем Лоскутов. Именно благодаря ему в этом городе прижилась отличная традиция — ежегодные первомайские «монстрации». В отличие от демонстраций на них человек мог выйти с любым лозунгом, даже самым абсурдным: «Ем за еду», «Слава Богу!», «Ученье — свет. Но лампочка дешевле», «Активируй уголь!», «Даешь дулю!», «Рыба тоже человек!». Отличное жизнерадостное мероприятие, каких в стране катастрофически не хватает, а теперь будет не хватать еще больше. Потому что после очередной «монстрации» сотрудники Управления «Э» вызвали Артема на допрос. А потом остановили в городе его машину, устроили обыск и, разумеется, нашли в багажнике маленький пакетик с марихуаной.
Что побудило Управление «Э» заподозрить в «монстрациях» признаки экстремизма? То, что «больше трех не собираться»? Или только под нужными флагами? Тогда зачем вообще жить?
Экстремизм — он теперь действительно как наркотик. Его можно подбросить любому. Вот и в этой статье при желании можно усмотреть признаков экстремизма сразу на несколько уголовных дел. А если зайти в книжный магазин, то там этого экстремизма вообще немерено под каждой обложкой. Включишь телевизор — сплошной экстремизм, даже если на экране первые лица государства. Короче, работы — непочатый край: знай получай себе звездочки и повышай зарплату.
Значит ли это, что настоящего экстремизма у нас нет? Еще как есть! Это действительно одна из главных угроз целостности страны. Вспышки ненависти и политические убийства происходят регулярно, а значит, за ними стоят настоящие разжигатели. Вот только контора «Э» пока предпочитает искать опасность, как в том анекдоте: не там, где она действительно есть, а там, где светлее. Зачем внедряться в исламистские или националистические группировки? Зачем заниматься опасной и кропотливой работой, если можно просто зайти в интернет и найти на каком-нибудь заштатном форуме чье-нибудь тысячу раз не прочитанное «Ненавижу эту страну!».
Борьбой с настоящим экстремизмом занимались, занимаются и будут заниматься спецслужбы и работники других подразделений МВД. А сотрудникам Управления «Э», похоже, уготована участь цензора общественной жизни. Смешного, опасного и деградирующего. Насколько нам известно из разговоров с бывшими рубоповцами, которые еще не совсем сошли с ума на новой работе, им самим эта участь представляется печальной и позорной.
Что же делать? Да, пока не поздно, признать попытку неудачной. И либо распустить избыточное управление, усилив борьбу с экстремизмом на других направлениях, либо кардинально изменить систему оценки деятельности «антиразжигателей», чтобы не стимулировать высасывание уголовных дел из пальца. Иначе в какой-то момент Управление «Э» само станет серьезным фактором дестабилизации в стране. Уже становится.