Медведев поправил Путина
Закон о некоммерческих организациях наделал в свое время много шума. Немалую в том роль сыграли иностранные некоммерческие организации, аккредитованные в России – это вам не Общественная палата, выискивающая, куда бы лизнуть президента эксклюзивно и в то же время благородно. Впрочем, и отечественная общественность возмущалась не так уж слабо.
Закон, кажется, не понравился никому. Возможно, он даже Владимиру Владимировичу Путину не очень понравился, но что делать – либо людей жалеть, либо вертикаль строить. «Да и то сказать, ведь так у нас навострились у посольств шакалить, что никаких сортиров не напасешься, чтобы всех замочить», – подумал, наверное, Владимир Владимирович и закон подписал.
Но вот пришел новый президент, который весьма уныло изображает из себя реформатора. Что такое реформа в России? Собирает директор всех работников и объявляет, что перед каждой получкой, в целях экономии фонда заработной платы, будут расстреливать каждого пятого. Кроме того, исходя из высших государственных интересов, перед расстрелом у жертвы будут выдирать ногти или, на выбор, сажать на кол. Так и живут. Приходит через некоторое время новый директор, реформатор, и ситуацию к всеобщей радости кардинально исправляет. Теперь расстреливать будут только каждого десятого, а вырывание ногтей вообще отменяется. Слезы умиления. Бурные и продолжительные аплодисменты.
17 мая президент Дмитрий Медведев внёс в Государственную Думу законопроект об изменениях в закон «О некоммерческих организациях».
Теперь Минюст при регистрации некоммерческих организаций не вправе требовать предоставления других документов, кроме указанных в законе. В случае если предоставленные для регистрации документы собраны не полностью или в них есть ошибки, это будет служить основанием для приостановления процедуры регистрации, а не для отказа в ней, как это допустимо сейчас.
Из перечня оснований для отказа в регистрации иностранной некоммерческой неправительственной организации исключается положение о «создании угрозы национальному единству, самобытности и культурному наследию Российской Федерации».
Поправки ограничивают перечень документов, которые уполномоченный орган вправе запрашивать у некоммерческой организации. Нельзя будет запрашивать документы и сведения, которые проверяющий орган может сам получить от государственных организаций (учреждений статистики, налоговых органов, кредитных организаций и т.п.).
Периодичность проверок деятельности некоммерческой организации (в том числе по расходованию денежных средств и использованию имущества) снижается: один раз в три года, а не один раз в год – как сейчас.
Президент Медведев характеризует закон как «упрощающий работу НКО». Между тем, наряду с мерами по либерализации законодательства о некоммерческих организациях, предложенные Медведевым поправки устанавливают ряд новых ограничений.
Расширяется перечень оснований для отказа в государственной регистрации: например, если решение о реорганизации, ликвидации или внесении изменений в учредительные документы принято лицом, не уполномоченным на то федеральным законом или учредительными документами. Основанием для отказа в регистрации будут служить также предоставление недостоверных сведений или не устраненные вовремя обстоятельства, послужившие основанием для приостановления процедуры регистрации.
Поправки предоставляют преимущества некоммерческим организациям, не получающим гранты из-за границы. Такие организации, если их годовой бюджет не больше 3-х млн руб., могут подавать упрощенные отчеты –заявление в произвольной форме о продолжении своей деятельности и своем соответствии всем имеющимся требованиям. Это подарок своим, прикормленным некоммерческим организациям, за которыми в свободном мире устойчиво закрепилась аббревиатура GONGO – государственные негосударственные организации.
Председатель Совета при президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека Элла Памфилова по итогам встречи с президентом РФ заявила, что «иностранные неправительственные организации не попадают под поправки в закон о некоммерческих организациях». Это подхватили все средства массовой информации. Памфилова, разумеется, соврала. Еще как попадают!
Некоммерческие организации, получающие гранты из-за рубежа (в их числе, естественно, все аккредитованные в России иностранные организации), будут обязаны не только предоставлять полную отчетность о своей деятельности в уполномоченные органы, но и публиковать их в интернете или предоставлять для опубликования средствам массовой информации. Как еще больше облегчить нелегкий труд работникам российской организованной преступности, даже трудно себе представить.
В тот же день президент Медведев внёс изменения в свое распоряжение от 16 марта 2009 года, касающееся господдержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества. В специальной справке к этому распоряжению Медведев поясняет, что проекты по поддержке и социальному обслуживанию малоимущих и социально незащищённых категорий граждан теперь должны быть ориентированы в основном на пострадавших от экономического кризиса и «в первую очередь на граждан, потерявших работу».
Иначе говоря, деятельность GONGO сведется к раздаче пособий по безработице. Огорчаться этому не следует, поскольку ни к какой другой полезной деятельности они все равно не приспособлены. Да и эту работу вряд ли смогут выполнять добросовестно.