Выходя за грани возможного
Работает Центр хирургии и реанимации новорожденных уже 15 лет.
В этом отделении Ивано-Матренинской больницы почему-то никогда не слышно детского плача, хотя именно сюда попадают новорожденные с наиболее тяжелыми патологиями. И мамочки, которые лежат вместе с младенцами, тоже спокойны: не заламывают руки, не рыдают у кувезов. Они знают: здесь помогут их малышам, не оставят в беде, вернут здоровье. Ведь сегодня в Центре хирургии и реанимации новорожденных борются не только за жизнь, но и за полноценное будущее маленьких пациентов.
Начинали в трехкомнатном подвальчике
Центр хирургии и реанимации новорожденных на базе Ивано-Матренинской детской клинической больницы Иркутска начал действовать в 1994 году. Как рассказал Владимир Новожилов, бывший заведующий Центра, а ныне главный врач всей больницы, в конце 1980-х в Москве был издан приказ о создании в СССР 20 центров хирургии новорожденных, но фактически появился лишь один – в Приангарье.
– Несмотря на переходный период в стране, мы все-таки смогли это сделать. У наших врачей и властей было огромное желание помогать детям, – говорит Владимир Новожилов. – Мы начинали с трехкомнатного подвальчика, где оперировали и выхаживали малышей. Тогдашний мэр Иркутска Борис Говорин, когда пришел к нам, очень удивился, в каких условиях мы лечим ребятишек, и дал приказ создавать Центр.
Это потребовало больших денежных затрат – порядка 2 млн. долларов были направлены на приобретение оборудования и строительство здания. Половину этой огромной суммы выделила область, половину – город.
– Как тогда мы зарядились энергией, так до сего времени и не останавливаемся. Ежедневно в круглосуточном режиме ведем консультации, оперируем, выхаживаем малышей, которые поступают к нам как из Иркутска, так и со всей области. Их нельзя разделить, все они нуждаются в помощи одинаково, – считает Владимир Новожилов. – Девять из десяти поступающих к нам детей оперируются по поводу врожденных пороков сосудов, легких, почек, кишечника и других органов. За последние пять лет количество операций выросло с 460 до 1060 в год. И сегодня речь идет уже не столько о спасении, сколько о том, чтобы качество жизни ребенка было высоким, чтобы он полноценно развивался.
Принцип открытости
По мнению Владимира Новожилова, за выздоровление малыша должны бороться и врачи, и родители, только тогда гарантирован успех. Поэтому в Центре следуют особому принципу открытости: от мам и пап ничего не скрывают о болезнях детей, говорят обо всех возможных вариантах течения заболевания, способах лечения и последствиях. При этом сотрудники Центра стараются, чтобы мамочки находились возле своих малышей на протяжении всего лечения.
– После окончания строительства хирургического корпуса больницы у Центра появится больше места для размещения мамочек, – говорит Владимир Новожилов. – Хотя, с другой стороны, присутствие мамы у кувеза больного ребенка – дополнительная ответственность для медицинского персонала. Но это самый лучший и верный способ сделать ее своим союзником в борьбе за здоровье малыша. К тому же пока мама находится рядом с ребенком в отделении, она учится ухаживать за ним, ей намного спокойнее и малыш, чувствуя присутствие самого родного человека, тоже успокаивается. Все это помогает победить недуг.
Однако понятно, что только благодаря спокойной обстановке вылечить врожденные или приобретенные недуги невозможно. Сегодня в центре работают 16 врачей, в том числе два доктора медицинских наук и четыре кандидата, а также 37 медицинских сестер, большая часть которых имеет высшую и первую квалификационную категории по своей специальности. Всю эту команду с уверенностью можно назвать одним из лидеров российской детской хирургии.
Анестезиологи, хирурги, неонатологи
Анестезиологи Центра разработали свою методику обезболивания, учитывающую все особенности новорожденных.
– Мнение, что младенец не чувствует боли, – полная чушь. Он еще более чутко на нее откликается, она для него очень опасна. Анестезиологи избавляют ребенка от боли. У нас своя, особенная технология проведения наркозов, ориентированная на то, что дети бывают недоношенные, ослабленные, плохо переносящие боль, а их именно сегодня необходимо прооперировать и отдать домой. Эту уникальную систему создали Алексей Леонов, Татьяна Павленок, Наталья Алейникова, Ольга Ольгина. Теперь новые врачи, приходя к нам, могут просто брать их технологию и спокойно трудиться, – говорит Владимир Новожилов. – Еще одна часть нашей команды – неонатологи-педиатры, специализирующиеся на лечении новорожденных. Когда мы доказывали, что нашему отделению нужны неонатологи, нас не понимали. Сейчас у нас работают Светлана Кузнецова и Марина Кононенко, которые, взяв на себя обследование детей, подготовку их к операциям, послеоперационный уход, выхаживание, разработку схем кормления, ухода, лекарственной терапии, дали возможность хирургам заниматься только операциями.
Не раз доктора Центра становились пионерами, внедряя сложнейшие операции. Так три года назад детский хирург Юрий Козлов первым в России выполнил эндохирургическую коррекцию атрезии пищевода, которую на тот момент практиковали всего 15 клиник в мире.
– У ребенка была врожденная патология, при которой одна часть пищевода заканчивалась слепым концом, – поясняет Владимир Новожилов. – При этом малыш не мог ни дышать, ни кушать. Юрий Козлов исправил эту патологию, соединив концы пищевода. Уникальность в том, что раньше такая коррекция проводилась путем полостной операции, мы же выполнили ее эндоскопическим методом – через три небольших отверстия. При том, что диаметр пищевода новорожденного всего 0,8 см, а толщина его стенки 2–3 мм.
От эндоскопии к виртуальной хирургии
Сейчас одним из наиболее интенсивно развивающихся направлений детской хирургии является эндоскопия, позволяющая лечить пороки без обширных разрезов, манипулируя скальпелем через небольшое отверстие. По мнению Владимира Новожилова, уже в ближайшее время 95% всех операций будут эндоскопическими, а затем на первый план выйдет виртуальная хирургия.
– 30 лет назад мы не думали, что локальные компьютерные сети станут обыденностью, 15 лет назад ничего не знали о мобильных телефонах. Вот увидите, через десять лет робот-ассистированные операции будут практиковаться повсеместно, – уверен Владимир Новожилов. – Пока этот проект разрабатывается только на Западе и начинает применяться во время проведения самых сложных операций. Конечно, без хирурга здесь не обойдешься. На основе полученной через компьютерное сканирование модели конкретного человека с конкретным очагом патологии именно хирург разрабатывает тактику оперативного вмешательства. Он же выполняет операцию, но на симуляторе – компьютерной модели пациента, что дает возможность увидеть все возможные нюансы вмешательства. И только после этого действия хирурга повторяет робот. Безусловно, все происходит под пристальным контролем врачей. Преимущества виртуальной хирургии в том, что «рука» робота более свободна и не подвержена колебаниям. Таким образом, минимизируется вероятность ошибки, неверного движения.
Пока же доктора Центра постоянно учатся, встречаясь с коллегами из России и со всего мира. А поскольку из шести существующих ныне в стране Центров хирургии новорожденных иркутский является самым восточным, здесь обучают коллег из Улан-Удэ, Читы, Хабаровска, проводя ежегодные циклы семинаров.
– Надо сказать, что изначально хирургия новорожденных являлась очень спорной медицинской отраслью. Многие наши коллеги считали, что вмешиваться в организм младенца в принципе нельзя. Но наши учителя и следом за ними мы сами доказали, что не нужно бояться трудностей. Если есть необходимость в операции, ее надо делать, – говорит Владимир Новожилов. – Наш Центр изначально создавался вопреки всем законам: работали без штатного расписания, разрабатывали свои методики лечения. Но если правильно нарушать существующие нормы, то это нарушение со временем само становится правилом.