Историк фирмы "Фаберже" Валентин Скурлов приехал в Иркутск
Найти раритеты или новые сведения о них. Один из самых известных в мире историков фирмы "Фаберже", петербуржец Валентин Скурлов приехал в Иркутск. В областном центре он знакомился и с сибирскими камнерезами.
Более 20 лет он пытается разгадать фенОмен Карла Фаберже. И называет его великим, как Пушкина в поэзии. С ним в начале прошлого века побоялся соперничать Картье и отказался открывать в Петербурге магазин. О Фаберже Валентин СкУрлов может говорить часами и до сих пор ищет его работы. За новыми сведениями известный специалист по ювелирному искусству, эксперт Министерства культуры России и консультант дома «Кристи» приехал в Иркутск.
- С Фаберже связано очень много мифов. И, в принципе, я не исключаю, что какие-то предметы из коллекции Базановой-Кельх могут быть здесь, - сказал специалист по ювелирному искусству Валентин Скурлов.
Семья иркутских промышленников Базановых-Кельх навсегда вошла в историю фирмы "Фаберже". По их заказам были изготовлены семь императорских пасхальных яиц - дублеты тех, что находились у Николая 2. Их судьба уже несколько десятилетий интересует Валентина Скурлова. Так же как история исчезновения коллекции драгоценных камней Варвары Базановой, в которую входил тридцатикаратный бриллиант. Кое-какие сведения и даже фотографии этой семьи, неизвестные местным краеведам, ему удалось найти.
- Я прочитал тут списки именитых граждан в местном справочнике. Написано: после 14 года судьба неизвестна. А я знаю, что Варвара Петровна умерла в Париже и похоронена на кладбище... в 1959 году, - сказал Валентин Скурлов.
Карл Фаберже обладал способностью объединять талантливых людей. Около ста художников и граверов стали основой знаменитого ювелирного дома. Валентин Скурлов сейчас пытается сделать то же самое. В книге "Фаберже и его продолжатели" собрал сведения обо всех камнерезах России. Они штучный товар, говорит специалист. В нашей стране их всего пятьдесят. Среди них и иркутская художница Наталья Бахут. Она освоила уникальную технику - фигурки человека из монолитного камня. Например, этого мальчика из кристалла раухтопаза она вырезала больше года.
- В чем преимущество сибирских и уральских мастеров? Здесь выдающийся камень. Здесь люди и публика, зрители, клиенты - они понимают ценность камня, и надо только его художественно обработать, - сказал Валентин Скурлов.
Валентин Скурлов познакомился с иркутскими камнерезами и считает, что пора открывать здесь лабораторию. У сибирских мастеров уникальная манера, в ней сочетаются европейская и восточная школа. А еще у иркутян есть свой, открытый тридцать лет назад камень - чароит, который больше нигде в мире не встречается.