«Нежданная вдруг разгорелась звезда…»
«Уловители снов» – так назвала выставку своих удивительных работ иркутская художница Надежда Ярыгина.
Экспозиция, развёрнутая в выставочном центре им. Рогаля, действительно необычна. Бисероплетение по нынешним временам является редким, чуть ли не экзотическим видом искусства, во всяком случае, на памяти ценителей этого творчества подобного рода вернисажей не так уж и много. И прежде всего в силу специфики техники исполнения, требующей от художника не только филигранного мастерства, но и терпения – попробуй сплети эту волшебную паутину, каркас из тончайших, почти незаметных нитей-растяжек, позволяющих создавать пространственные, объёмные многоцветные картины.
Что конкретно привлекает в творчестве Надежды Ярыгиной? Прежде всего, полёт фантазии, прозрачность, воздушность композиций, их поэтическое звучание. Я уже не удивился, когда узнал, что автор поделок из бисера «балуется» стихотворчеством, её охотно публикуют различные издания – как местные, так и центральные. Уже в самом названии «Уловители снов» угадываются смысл и расшифровка авторского замысла – это действительно вариации, похожие на грёзу, на дуновение освежающего ветерка. По признанию автора, первоначально свои произведения она создавала на стёклах зимних окон – их белое безмолвие как бы оживлялось, расцветало весенней зеленью, благоуханием подснежников, полевых цветов. Любопытно, что овладению Надежды искусством бисероплетения во многом способствовал её сын Георгий – ещё будучи школьником он собрал большую коллекцию материала. Со временем отошёл от своего детского увлечения, посчитав его несерьёзным, а многочисленные заготовки, поделки достались, конечно же, маме-художнице.
Сама Надежда Ярыгина родом из Киренска, с берегов красавицы Лены. Люди, природа края разбудили в ней любовь к прекрасному. Эта любовь и привела её в Иркутск, где она училась в художественном училище в мастерской известного художника и педагога Льва Гимова.
Затем судьба забросила Надежду Кирилловну на долгие десять лет в Таллин, где она продолжала свои художнические искания. С успехом расписывала матрёшек, участвовала в выставках. На выставке в Лондоне, к примеру, несколько расписанных ею матрёшек попали в коллекцию принца Чарльза, чьё пристрастие к русской экзотике общеизвестно.
Вернувшись в Иркутск, преподавала в детском клубе «Бригантина» в микрорайоне Солнечный, увлеклась росписью по дереву, флористическим дизайном, ну и, конечно, бисероплетением: захотелось, говорит, цветов среди зимы. Учиться, строго говоря, было не у кого, до всего доходила сама. Вошла в неожиданно придуманный ею мир – обыкновенный зелёный листик в её художественной интерпретации выглядит разъятым на множество живых клеточек, как бы под мощнейшим чудо-микроскопом. Кроме основного материала – бисера, стала использовать бижутерию, детские киндер-сюрпризы, даже мелкие гайки, болтики, детали поломанных игрушек – словом, изобрела свой стиль, свой язык. И душа радуется, когда у питомцев – детсадовских малышей – получается что-то необычное, оригинальное.
В одном из стихотворений Надежды Ярыгиной можно отыскать такие строки: «А помнишь, ведь помнишь, как было тогда? Нежданная вдруг разгорелась звезда. Всё ярче и ярче мерцая…» Невольно сопоставляешь этот поэтический образ с творчеством самой Надежды Ярыгиной: в своих поисках она открывает всё новые и новые грани – согревающие сердце звёздочки.