Отдохнул на Байкале
Премьер-министр России Владимир Путин по пути из Хабаровска ночью в минувшую субботу прилетел в Иркутск. И провел здесь фантастические выходные, погрузившись на дно Байкала и пообщавшись в белухами. Но так и не решив главного вопроса – о судьбе Байкальского ЦБК.
Подоплека визита Путина в Приангарье была очевидна. Во-первых, где, как ни на берегу «славного моря, священного Байкала» обсуждать проблемы охраны окружающей среды и обеспечению экологической и радиационной безопасности в стране. Ведь крупнейший пресный водоем на планете испытывает колоссальную техногенную нагрузку: этому способствуют выбросы загрязняющих веществ предприятиями, расположенными в центральной экологической зоне озера, а также утечками с других промышленных площадок. Немалую роль в увеличении нагрузки на экосистему озера играют рост неорганизованного туризма (его доля составляет 60%), застройка его берегов объектами отдыха и частными строениями, увеличение числа водного транспорта, а также рост браконьерского вылова омуля (более 400 тонн в год). Во-вторых, как накануне свидетельствовали источники в администрации Иркутской области, именно Путин должен был озвучить свою позицию по судьбе Байкальского ЦБК – главного раздражителя экологов и охранителей природы. Как известно, комбинат остановил производство осенью прошлого года. Из-за чего Байкальск – небольшой моногород с населением в 17 тыс. человек – превратился в одну из горячих точек на карте социальной напряженности в России. Прошедшие месяцы собственники комбината (контролирует предприятие ЛПК «Континенталь Менеджмент») и региональные власти обсуждали, что же делать с предприятием. И вот в середине июля губернатор Приангарья Дмитрий Мезенцев высказал идею о том, что ЦБК нужно запустить производство – правда, только на время и в замкнутом режиме водооборота. Озвучить это решение, явно непопулярное и спорное, и должен был Владимир Путин во время своего визита в регион.
Но он этого не сделал. Зато набрался новых впечатлений: посетил этнографический музей-деревню «Тальцы», расположенную на берегу Ангары, где попробовал себя в качестве кузнеца. Побывал и в Байкальском музее, где полюбовался на двух нерп, живущих здесь в аквариуме. А позже пообщался с писателем Валентином Распутиным. Но самое главное: с утра в субботу Путин, облачившись в гидрокостюм, пообщался с белухой Дашей (млекопитающее семейства дельфинов подотряда зубатых китов) и лично приколол ей на горб спутниковый передатчик. Заодно покормив и других белух, обитающих в вольерах. А в обед глава правительства совершил погружение на дно Байкала на глубоководном обитаемом аппарате «Мир-1» (напомним, научно-исследовательская экспедиция «Миры на Байкале» началась в июле 2008 года, с тех пор на дно озера погружались, к примеру, президент Бурятии Вячеслав Наговицын и писатель Валентин Распутин). Погружение началось в районе разлома Обручева, недалеко от поселка Листвянка – главного туристического центра на Байкале, расположенного в 60 км от Иркутска. Длилась эта процедуры около часа, столько же «Мир-1» провел на дне озера и столько же потратил на подъем на поверхность. Премьер-министра сопровождал океанолог, заведующий лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии РАН Анатолий Сагалевич. Находясь на глубине 1395 метров, Путин вышел на связь по гидрофону и сообщил, что «погружение проходит отлично, за иллюминатором замечательный вид. Видно дно Байкала, оно очень чистое и красивое». Всплыв, Путин заметил, что «ничего подобного раньше не испытывал. Это особые чувства и особые ощущения. То, что я увидел, впечатляет, потому что уже своими глазами можно увидеть, что такое Байкал во всем его великолепии, во всем его величии». И добавил: хотя «никаких существенных изменений нет, но мы будем прислушиваться к предупреждениям экологов».
На экологическом совещании в Листвянке Путин много говорил об усилении ответственности за вред, нанасенный природе. И о том, что все новые производства, создающиеся в России, должны учитывать экологические риски. Но внятной позиции о судьбе Байкальского ЦБК из его уст так и не прозвучало. «Принимать такие решения нельзя с кондачка. Мы обязаны подумать о людях, которые там работают, живут этим, кормят свои семьи», — заметил Путин. «Это более 1600 человек, сейчас лето, многие люди занимаются сбором ягод и так далее, а что потом? Мы не будем действовать бездумно, беззаботно, не думая о природе и о Байкале, но действовать надо аккуратно, думая и о людях, которые здесь живут. Действуя в этом направлении, правительство будет создавать рабочие места, профилировать производство, переводить людей на другие производства, но не оставлять их без работы», — заверил Путин. При этом он не исключил, что комбинат может возобновить производство, но только «в том случае, если будет подготовлен предметный и ясный план действий, который показал бы нам свет в конце тоннеля». «Это должен быть план организационно-административных действий и финансовый план», — сказал он на совещании. Премьер напомнил, что при правительстве РФ создана специальная комиссия, которая вместе с собственниками предприятия занимается решением проблемы Байкальского ЦБК. А возглавляющий эту комиссию замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев недавно возглавил совет директоров ЦБК. Не очень устраивает премьера один из вариантов по спасению Байкальска – создание в городе туристско-рекреационной зоны. Во-первых, потому что «это тоже нагрузка на систему». А во-вторых, из-за кадровых проблем. «Одно дело – когда человек работает на ЦБК в течение 10 лет, а другое дело – создать новую высококлассную рекреационную зону. Не хочу никого обидеть, я почти уверен, что никто из этих тысячи с лишним человек не сможет работать в зоне рекреации высокого типа», — уверен Путин.
Отдельно премьер остановился на экологических проблемах, связанных с деятельностью ЦБК: «Ничего хорошего в деятельности комбината нет. Но надо прямо сказать: существенного вреда за эти десятилетия работой БЦБК озеру нанесено не было». Однако премьер уточнил, что говорит о только о воде. Вспомнив свои горнолыжные рекорды, поставленные на курорте «Гора Соболиная» в Байкальске, Путин заметил: «Я на лыжах катался здесь несколько лет, помню: как пахнет оттуда, хоть святых выноси, невозможно там находиться прямо».
Таким образом, внятного ответа о том, что ждет Байкальский ЦБК, премьер не дал. По его словам, есть предложения по развитию в Байкальске ряда альтернативных производств, однако задача состоит в том, чтобы выбрать наиболее приемлемый и проработать план его реализации с указанием четких сроков. Он заявил также, что собственники Байкальского ЦБК пришли к консенсусу с правительством и согласны на все варианты решения проблемы комбината. «В данном случае они согласны на все, согласны даже какое-то время себе в убыток работать, либо не работать. Они вообще сейчас согласились со всем – не скрою, под нашим давлением», — сказал Путин на совещании. На этом фоне, по данным «Эксперт Online», руководство комбината в настоящее время готовиться к запуску производства в режиме замкнутого водооборота. Топ-менеджеры предприятия не скрывают, что в таком случае производство будет убыточным. И намекают на то, что кто-то должен будет компенсировать эти убытки. Кстати, Путин подчеркнул на совещании, что, несмотря на кризис, правительство готово «вложить любые деньги» для решения данной проблемы. По всей видимости, иного выхода из социально-экономического тупика, в котором оказался Байкальск и его жители, власти не видят. Тем более что сами байкальчане предпочитают пассивно ожидать решения сверху, а не искать для себя лучшей доли. Завтра в городе ждут губернатора Дмитрия Мезенцева – для встречи с коллективом комбината.