Смертники остаются в обойме
Дело не в августе. А в том, что руководители МВД должны бороться не с правозащитниками, а с коррупцией в собственном ведомстве, а рядовые сотрудники — ловить не мирных жителей, выдавая их за боевиков, а настоящих террористов.
В Ингушетии ведется поиск преступников, взорвавших здание РОВД в Назрани. Напомним: взрыв произошел в девять утра в понедельник, во время построения личного состава. Результат — огромное количество жертв: 21 погибший и 137 пострадавших, включая жителей соседнего многоэтажного жилого дома и 10 детей из ближайшего детского сада.
Такого масштабного теракта в Ингушетии не было, по словам жителей, с вооруженного захвата города боевиками Шамиля Басаева 22 июня 2004 года (тогда погибли более ста сотрудников МВД).
Как удалось установить следствию, взрывчатка находилась в желтой «Газели» (подозревают, что это угнанное маршрутное такси). Опрокинув первые ворота на въезде в РОВД, автомобиль не смог миновать вторые, милиционеры открыли по нему огонь и попытались вытащить из машины водителя, но после полутораминутного обстрела машина взорвалась. Известно, что в «Газели» находились двое смертников (их личности пока не установлены). Мощность бомбы оценивается в 200—400 кг в тротиловом эквиваленте. Взрыв оставил четырехметровую воронку, полностью разрушил здание РОВД и выбил стекла в домах в радиусе полукилометра.
Как сообщил замминистра внутренних дел республики Зяудин Доурбеков, правоохранительные органы Ингушетии еще с субботы знали о готовящемся террористическом акте и знали, что он будет совершен именно на этой «Газели» (она числилась в розыске). Машину искали по всей республике. За два дня перед терактом в город были выведены дополнительные наряды милиции, велось патрулирование улиц, закрыт городской воскресный рынок. «Получается, все эти меры не работают», — грустно сказали «Новой» в пресс-службе МВД республики.
Сразу после взрыва президент Дмитрий Медведев спешно отстранил от должности министра внутренних дел Ингушетии Руслана Мейриева, пояснив, что теракт стал «следствием неудовлетворительного характера работы правоохранительных органов республики», и поручил главе МВД Рашиду Нургалиеву провести служебное расследование деятельности бывшего министра. И.о. главы ведомства назначен первый замминистра Валерий Жернов. Глава МВД Рашид Нургалиев, в свою очередь, заявил, что в республике будут созданы специальные оперативные группы из сотрудников МВД, работавших на Северном Кавказе.
Первый замглавы Комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков предложил ввести во всей республике режим контртеррористической операции (КТО). Однако глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров немедленно объявил, что режим КТО на территории всей республики вводиться не будет, речь может идти только об отдельных районах, где будут проводиться спецоперации против боевиков.
Однако о необходимости реформировать МВД заговорили все. «Если милиция не может защитить себя, как она может защищать население?» — говорит руководитель офиса Правозащитного центра «Мемориал» в Назрани Тимур Акиев. Здание, где находились взорванное РОВД и городское ГУВД, становилось жертвой террористов не один десяток раз: его минировали, обстреливали из гранатомета и пулемета. Прошлый теракт произошел три месяца назад, но тогда обошлось без жертв. Тем не менее вокруг здания не оказалось даже простейшего бетонного ограждения.
Возможно, теракт был приурочен к возвращению президента Евкурова на свой пост. Впрочем, как считает ингушский правозащитник, глава некоммерческой организации «Машр» Магомед Муцольгов, могла быть еще одна причина: люди, вышедшие оттуда, рассказывают, что сотрудники РОВД применяют к арестованным избиения и пытки. Возможно, именно поэтому его сотрудников и выбрали жертвами.
«Еще весной Доку Умаров объявил, что в Чечне и Ингушетии находятся 20 смертников, готовых к терактам, — говорит Тимур Акиев. — После это произошло покушение на президента Евкурова и взрыв на Театральной площади в Грозном. Нынешний теракт — третий в этой цепочке».
Если поверить Доку Умарову и подсчитать количество проведенных с весны терактов, то окажется, что предводитель террористов еще не израсходовал и четверти своих живых бомб. Остается надеяться, что он врет, сознательно преувеличивая возможности подполья.
Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров объявил, что организаторы теракта — Доку Умаров и лидеры других бандформирований: они мстят милиционерам за их успехи в борьбе с терроризмом. По словам президента, боевики, организовавшие на него покушение 22 июня, уже уничтожены. «Кому необходимость была бошки оторвать, в течение двух-трех-четырех недель правоохранительные органы оторвали», — заявил в понедельник Евкуров.
«Противостояние вооруженного подполья и МВД усиливается с каждым годом, — считает Тимур Акиев. — Причем растет и уровень его жестокости. Если раньше нападали только на военные колонны, например, подкладывая фугасы, то сейчас атакуют силовые службы и используют максимум тех средств, которые вообще могут быть у боевиков. Кажется, что они больше не пытаются привлечь на свою сторону жителей республики. Теперь цель боевиков — запугать».