Выращивание учёных в лесу
В последние годы развернулась битва за умы несовершеннолетних граждан по всем социальным фронтам: со школьной скамьи ребят учат быть президентами, бизнесменами, политиками, экономистами. Ученые не остаются в стороне и тоже работают со школьниками, стараясь как можно раньше привить им навыки исследовательской работы.
Как это происходит, рассказывает Татьяна Пичугина.
Сдав очередной номер журнала в типографию, я отправилась по «ленинградке» в сторону Вышнего Волочка. Там, на севере Тверской области, в деревне Рождество находилась Летняя школа «Исследователь», на которой мне предстояло провести семинар по научной журналистике. У футбольного поля прямо в лесу торчали яркие купола палаток, всюду бегали дети. Меня встретил Григорий Тарасевич, заведующий отделом науки в журнале «Русский репортер» и большой фанат Летней школы — ЛШИ.
— Если бы мы подавали заявку на грант, то обязательно сделали бы упор на том, что наш метод образования инновационный, — поясняет мне Григорий. — Мы учим детей в лесу — это настоящая инновация.
Лесная романтика хорошо сочетается с наукой, поэтому детей приезжает много, больше сотни человек из самых разных городов. На школе четыре отделения: физики, медицины, социологии и журналистки. Ребята заранее выбирают отделение в зависимости о того, кем планируют стать в будущем, и делают исследовательские проекты — собственно в них и заключается главная инновационность школы. К примеру, «физики» выбирают тему проекта еще до начала ЛШИ и работают над ней вместе с преподавателями. Результаты проектов они представляют на Флеровских чтениях в Дубне или школьных олимпиадах.
Иван Тельпуховский учится в 57-й московской школе и второй раз приезжает в Рождество. Он выбрал проект по созданию новой раскладки для компьютерной клавиатуры, чтобы повысить скорость печати слепым 10-пальцевым методом. Сейчас мы пользуемся раскладкой ЙЦУКЕН, но она не самая лучшая. За рубежом альтернативы уже появились, а для русского алфавита еще нет. На школе Иван написал программу для определения частоты использования букв алфавита и тестировал ее на художественных текстах.
Директор социологического отделения Наталья Корчагина объяснила мне, что ребята делают проекты двух типов: малые и большие. Они сами придумывают задания, которые легко выполнить за 2—3 дня — это малые проекты. Например, проводят опросы: на каком музыкальном инструменте играют школьники, какие книги читают, нравится ли им футболист Андрей Аршавин. В конце недели проходит презентация малых проектов. Большой проект «социологов» растянут на месяц — столько длится ЛШИ, например, быт дворянства в русской литературе или английское общество в романах Джейн Остин. Один проект могут вести несколько человек. «Цель школы — дать ребятам навыки исследовательской работы» — объясняет Наталья.
— Я буду психологом или педагогом, — отвечает Настя Верещагина, 8-класница из Обнинска, на мой вопрос о причинах, побудивших ее приехать на социологического отделение ЛШИ. — Мне нравится неформально общаться с преподавателями, и в городе сидеть не охота.
Единственное отделение, где не делают исследовательских проектов, — отделение журналистики. Здесь учатся те, кто мечтает о карьере репортера, или уже осваивает эту профессию. Марина Чугунова приехала из Ростова-на-Дону, увидев объявление в «Русском репортере». В это году она закончила журфак и приступила к работе в еженедельнике «Академия», освещающем науку и образование юга России. На школе у нее было задание — изучить, насколько развит в деревне интернет. Не смотря на свою принципиальную ненаучность, «журналисты» все-таки исхитрились сделать исследование. Сначала они просто помогали социологам собрать материал и ходили «в поле» — разговаривали с жителями деревни, расспрашивали их о бюджете, торговле самогоном, об использовании лошадей и вообще о жизни, публиковали об этом репортажи в школьной газете «Леший».
— В итоге мы делаем самый интересный проект школы — «Неформальная экономика деревни», — говорит Григорий Тарасевич, который руководит «журналистами» четвертый год.
Днем участники всех отделений посещают «пары» по расписанию. Причем каждый выбирает, что ему интересно. К примеру, «журналист» может ходить на источниковедение, социальный конфликт или на что-то другое. А если надоело, то в другой раз посетить теорию литературы или вообще пойти к «физикам» на алгебру.
Многие занятия проводят в форме игры — это также отличительная черта ЛШИ. На факультативе по физическим масштабам, который вел Константин Богданов, редактор журнала «Квант» и автор популярной книги «Все это нано», игра помогла участникам понять, как размер объекта влияет на его свойства. Ребят разбили на две группы: «гулливеры» и «лилипуты». Используя знания физики, они пытались определить, как эти разные по масштабам существа видят, бегают, слышат и т. д.
На школу постоянно приезжают интересные люди: ученые, фотографы, художники. Они проводят семинары и мастер-классы. К примеру, утром я ходила на «фотографию», а по вечерам — на «рисунок», участвовала в диспуте на тему журналистского образования, слушала лекцию о Тиме Бартоне.
— Как дома сделать мультик? Ставим фотокамеру, направляем ее на стол и начинаем двигать предметы, а попутно рассказываем сказку. Вот вам новый мультик каждый вечер. — Так начал свой семинар художник-мультипликатор Евгений Кабаков. Под его руководством за несколько дней дети слепили множество пластилиновых фигурок и отсняли мультфильм.
Школа «Исследователь» завершила свою работу 17 августа. Палаточный городок исчез из Рождества, дети разъехались по домам. Но многие продолжат работу над исследовательскими проектами уже дома, а в январе соберутся в подмосковной Дубне. Следующим летом для некоторых из них наступит пора решать, куда пойти учится, и выбор их будет во многом осознанным благодаря Летней школе.