Спрос инвалидов на учебу в вузах растет независимо от ЕГЭ
Смогут ли студенты с ограниченными возможностями здоровья, поступившие в вузы благодаря льготам, успешно учиться? Какие профессии предпочтительны для инвалидов?
На эти и другие вопросы в интервью РИА Новости ответил директор Института гуманитарных технологий Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Юрий Баусов.
- Юрий Николаевич, многие ректоры в период вступительной кампании 2009 года говорили, что при переходе к полноформатному ЕГЭ их вузы стали пользоваться популярностью у льготников, прежде всего – у инвалидов. Действительно ли вырос спрос на высшее образование у ребят с ограниченными возможностями?
- Да, спрос вырос, но это тенденция последних лет пяти. За этот период число инвалидов, поступающих в вузы, увеличилось, так как меняется отношение к инвалидам в обществе. И если раньше была боязнь, что все узнают об их инвалидности, то сейчас стереотипы постепенно исчезают. Молодые люди хотят поступить в вузы, чтобы не быть изгоями, они мечтают получить востребованные профессии, быть певцами и даже космонавтами.
ЕГЭ в данном случае играет роль механизма, обеспечивающего доступность образования не на словах, а на деле. Он позволяет ребятам с ограниченными возможностями поступать, не опасаясь, что им незаслуженно поставят двойку на экзамене.
- Руководители вузов неоднократно подчеркивали, что льготников, не справляющихся с программой, будут нещадно отчислять.
- Те, кто поступили, скорее всего, будут испытывать трудности при обучении, потому что в среднем уровень образования инвалидов довольно низок. Многие дети, поверив в то, что они могут поступить благодаря льготам, часто предъявляют к себе несколько заниженные требования. Им понадобятся дополнительные консультации, чтобы догнать остальных студентов.
- Означает ли это, что детей-инвалидов плохо учат в специализированных интернатах?
- Интернаты часто дают хороший уровень знаний, поскольку там удобная обстановка для обучения, но у их выпускников мало опыта общения вне стен специализированного учреждения, они не умеют показать себя с хорошей стороны, а это немаловажно для учебы в вузе. Те же, кто обучались инклюзивно, то есть в обычных общеобразовательных школах, как правило, мало отличаются от обычных абитуриентов. Но среди детей с тяжелыми и ярко выраженными ограничениями таковых пока очень мало.
- Несмотря на льготы, возможности выбора факультета для ребенка-инвалида невелики. Вряд ли человеку с ограниченными возможностями передвижения стоит получать профессию, скажем, инженера-строителя.
- Ребята должны осознавать, что инвалидность задает им определенные рамки. К примеру, в МГППУ учатся слабовидящие или почти незрячие студенты. Из них готовят психологов, которые будут общаться с людьми по телефонам доверия. В данном случае ребята прекрасно понимают спектр своих возможностей и выбирают профессию, которая им подходит. Но они будут работать не просто как автоответчик, они станут квалифицированными психологами, которые смогут проанализировать звонок и побеседовать с человеком. То же можно сказать о студентах, которые обучаются на факультете информационных технологий, дающем им шанс стать высококвалифицированными программистами, и их также с охотой берут на работу. Примеры есть и в других вузах. В МГТУ имени Баумана уже 70 с лишним лет обучаются глухие студенты, которые занимаются программированием и не испытывают при этом особых сложностей.
- Как к инвалидам относятся остальные студенты и преподаватели?
- Многое зависит от атмосферы учебного заведения, но есть определенный процент обычных студентов, которые, придя в университет и встречаясь со сверстниками, имеющими физические ограничения, не всегда воспринимают их спокойно. Эта же проблема есть и у некоторых преподавателей. Зачастую, воспринимая инвалидов вполне нормально на личностном уровне, они скептически оценивают их возможность успешно обучаться. С такими преподавателями, конечно, нужно работать.
Есть и другая проблема – готовность самого учебного заведения к приему таких студентов. Архитектурная среда не всегда доступна, хотя, например, в нашем университете этот вопрос решен.
- Что, на ваш взгляд, необходимо сделать для развития инклюзивного образования в вузах?
- Необходима государственная программа, предусматривающая изменения архитектурной среды, выделение специальных технических средств передачи информации, доработку нормативно-правовой базы. Важно создать удобные условия обучения для инвалида, которому иногда необходимо проходить несколько курсов лечения за год, что отвлекает от учебы. Нужно стимулировать преподавателей, которые должны тратить на таких студентов не свое личное время, а оказывать им помощь в рамках специальных семинаров или другой формы поддержки. Это не просто вложение денег ради того, чтобы у инвалида был диплом, это инвестиция в будущее. Инвалид, который стал профессионалом и успешно работает, снимает с государства финансовую нагрузку по его обеспечению и формирует свою жизнь так, как ему хочется.
Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости