Произвол против коррупции. Концепция изменилась
Прошедшее лето показало, что единый госэкзамен (ЕГЭ) не избавил от коррупции процесс перехода школьников в студенты. Но если раньше власти говорили, что накажут только взрослых комбинаторов, то теперь решено не жалеть и их юных сообщников.
Коррупция при поступлении в этом году выражалась чаще всего в двух формах: в появлении большого количества абитуриентов с фальшивыми справками об инвалидности, которые дают возможность поступить с баллом ниже проходного, и в нарушении правил сдачи ЕГЭ и массовом завышении его результатов.
Еще в начале лета в прессе появилось множество репортажей о том, как на самом деле сдают ЕГЭ: выпускники свободно пользуются мобильными телефонами и смартфонами, в аудиториях и коридорах дежурят люди, всегда готовые помочь с ответом на трудный вопрос, а где-то хорошие результаты просто продаются. После этого заговорили о том, что результаты ЕГЭ завышены. В июле это было подтверждено официально. "Из всех работ со 100-балльными результатами, которые мы проверили, четверть не соответствовала этим результатам",— заявила глава Рособрнадзора Любовь Глебова. Тогда же министр образования Андрей Фурсенко сообщил, что в ряде регионов ЕГЭ проведен с нарушениями. Он не стал уточнять, о каких именно регионах идет речь, но СМИ утверждали, что к ним в первую очередь относятся субъекты Южного федерального округа, и пересказывали истории, как отличники по русскому языку с Кавказа не могут без ошибок написать заявление о приеме в московский вуз. "Я буду предлагать губернаторам решить кадровый вопрос в тех регионах, где были нарушены процедуры при проведении ЕГЭ. Мы договорились с правоохранительными органами, в том числе с прокуратурой, проверить нарушения законности во время сдачи ЕГЭ",— пригрозил Фурсенко. Первый официальный список регионов-нарушителей появился только 2 сентября. Глебова в интервью "Известиям" откровенно заявила, что не верит в "выдающиеся результаты ЕГЭ" в Воронежской области, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Калмыкии и Мордовии.
На проблему со льготниками власти никак не реагировали. Хотя ректоры жаловалась, что к ним потоком несут фальшивые справки, выданные чуть ли не пару часов назад, и что из-за наплыва таких инвалидов в ряде вузов не хватило мест даже для абитуриентов с высокими оценками.
Данные о том, сколько 11-классников из 930 тыс. сдававших ЕГЭ поступили в вузы, пока не опубликованы, известно лишь, что на первый курс принято на 60 тыс. человек меньше, чем в прошлом году,— 1,46 млн против 1,53 млн. Это незначительное снижение, вызванное в первую очередь демографическим кризисом, практически полностью совпадает с изменением количества выпускников — 898 тыс. против 950 тыс. в прошлом году. В то же время количество бюджетных мест в расчете на 1 тыс. 11-классников даже чуть-чуть увеличилось — с 553 до 554. То есть сегодняшние итоги вступительной кампании в целом не отличаются от прошлогодних. Разница лишь в том, что если в 2008 году коррупция была в вузах, то теперь она спустилась в школы, а ее масштаб стал гораздо меньше. По оценке ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, благодаря ЕГЭ вузы лишились 10 млрд руб. взяток, при этом в школах осели "сотни миллионов рублей".
До последнего времени складывалось впечатление, что власти такая ситуация в целом устраивает: ЕГЭ хвалили, ошибки обещали учесть, но о наказании нечистых на руку абитуриентов речи не было. Разве что Фурсенко как-то заметил, что первая сессия отсеет всех обманщиков.
30 августа концепция резко изменилась. Дмитрий Медведев заявил, что тот, кто приносил липовые справки, "должен быть отчислен". Правда, эта мера затронет немногих, максимум 21 тыс. человек: именно столько льготников зачислено в вузы. Зато высказанное в тот же день предложение Андрея Фурсенко коснется уже всех: министр считает необходимым проводить "повторный ЕГЭ по профильному предмету" и после первой сессии отчислять тех, кто не подтвердил показанный в школе результат. То есть правила игры меняются на ходу, а в отношении всех первокурсников вводится презумпция виновности. Иначе как произволом это не назовешь.