«Есть смысл обсуждать логику и цифры»
Областные власти считают создание ОЭЗ в Слюдянском районе экономически более эффективным, чем в посёлке Большое Голоустное.
Цифры и доводы в пользу этой позиции привёл «Конкуренту» министр экономического развития, труда и высшей школы Иркутской области, зампред регионального правительства Владимир Пашков.
– С чем связаны резкий отказ от идеи создания турзоны в Большом Голоустном и смена приоритета в сторону Слюдянского района?
– Прежде всего, отказ не резкий. Решение принято не сразу и не вдруг, оно обсуждалось уже полтора года с разных трибун и разными представителями власти. В итоге на сегодня никто не может подтвердить, что развитие Голоустного может быть эффективнее, чем развитие других территорий, предлагаемых в качестве точек расширения основной площадки. Мы опираемся на официальные данные, которые представили в Министерство экономического развития РФ. Это удельные показатели эффективности строительства и функционирования зоны, подтверждённые экспертами международного уровня. Согласно расчётам, объём государственных инвестиций на одного туриста в посёлке Большое Голоустное составил бы почти 120 тыс. рублей, в то время как в Слюдянском районе – 1,4 тыс. рублей. Разница почти в сто раз. Получается, что, говоря об ОЭЗ в Голоустном, мы не видели экономической целесообразности.
– Тогда из каких соображений предлагалась площадка под ОЭЗ в Голоустном, если были сомнения в её эффективности?
– Не могу проводить анализ исторических событий. Я управленец, который решает конкретные задачи. Размышлять, как и при каких условиях принимались решения, не в моей компетенции.
Однако изначально было понятно, что существуют исторически сложившиеся туристические потоки. Было бы глупо игнорировать уже устоявшиеся приоритеты, интересы людей к территории. Правильнее поддержать рекреационное развитие таких площадок. По оценкам экспертов, количество туристов в Слюдянском районе к 2020 году может увеличиться до 1,5 миллиона в год, а в Голоустном – всего 80 тысяч. Так что есть смысл обсуждать логику и цифры, а не разбираться в истории вопроса, поскольку эта деятельность, к сожалению, не может привести к позитивным результатам и решениям.
– Уточните, какие организации проводили оценку экономической эффективности площадок ОЭЗ?
– Первой расчёты провела немецкая компания Rolan Berger Strategy Consultants. Эксперты оценили Большое Голоустное. В прошлом году исследование в Голоустном и Слюдянском районе продолжила канадская компания Ecosign Mountain Resort Planners Ltd. Данные обеих организаций по Голоустному совпали, а Слюдянский район, согласно анализу, оказался действительно эффективнее. Без дополнительных исследований понятно, что в Слюдянке уже есть железная дорога, социальные объекты, коммуникации, кадры. Имеющаяся инфраструктура недозагружена, нет полной отдачи.
– Определены источники, из которых планируется финансировать изучение зон на других участках? Ведь, по словам губернатора, 83 млн. рублей на разработку проекта потрачены, а дополнительных денег на новые работы нет.
– На самом деле на проектирование зоны в Голоустном инвестировано более ста миллионов рублей из федерального бюджета. Очевидно, что денег на проработку участков, которые мы хотим включить в качестве расширения ОЭЗ, нам не дадут. Но мы не очень переживаем по этому поводу, так как в Слюдянском районе уже есть готовая инфраструктура. Следовательно, здесь не нужны затраты, которые планировались на Большое Голоустное. В сущности, эти инвестиции, в том числе из областного бюджета, уже состоялись в те же очистные сооружения, дороги, социальные объекты. Так что нас не сильно беспокоит объём финансирования на проектирование. Главное – создать интересные выгодные условия для резидентов зоны. «Скидки» в виде налоговых льгот. Мы подготовили для этого два законопроекта – о налоге на имущество и налоге на прибыль. К сожалению, их принятие сдерживается ограничениями федерального законодательства. Но, по-моему, областное правительство нашло грамотную схему решения этих вопросов. Сейчас мы обсуждаем её на уровне нашего юридического управления, чтобы на уровне субъекта в рамках этой центральной экологической зоны Байкала создать особый налоговый режим.
– Какой размер налоговых льгот предусмотрен этими законопроектами?
– Пока рано их называть. Когда примем законы, тогда и озвучим. Хотя в целом преференции стандартные, они находятся в рамках, которые определены на федеральном уровне. Если вдруг появится необходимость расширить базу налоговых льгот, мы рассмотрим такую возможность. Другое дело, что следует говорить только о налогах в региональную казну. Если Федерация объявит ОЭЗ на площадках в Слюдянском районе, а на это мы и рассчитываем, то предприятия получат льготы и с областной доли налогов, и с федеральной. В дальнейшем попытаемся поговорить и с муниципалами, чтобы они нас тоже поддержали в своей части налогов на землю и на доходы физических лиц.
– Какие процедуры придётся пройти для согласования изменения площадки под ОЭЗ?
– Сначала нужно согласовать позиции и варианты. Дискуссия относительно окончательного выбора площадки продолжается. Когда к нам приезжали по приглашению губернатора столичные архитекторы, они рассматривали возможность создания турзоны и в Листвянке, и в посёлке Порт Байкал. Когда мы придём к единому решению, будем утверждать его юридически. Не думаю, что это окажется длительным процессом. Вероятно, до конца этого года, максимум в рамках первой половины следующего.