Лауреаты "альтернативной Нобелевской премии"
В Швеции фонд "За правильный образ жизни" объявил лауреатов так называемой альтернативной Нобелевской премии.
Награды удостоены в этом году эколог из Конго Рене Нгонго, новозеландский активист борьбы за ядерное разоружение Элин Вере и австралийский гинеколог Кэтрин Хэмлин, много лет работавшая в Эфиопии.
Об истории премии в интервью Радио Свобода рассказал исполнительный директор Фонда "За правильный образ жизни" Оле фон Уикскуль:
– Международная премия "За достойный образ жизни" учреждена три десятилетия назад моим дядей, шведским журналистом и филателистом Якобом фон Уикскулем, и направлена на поддержку усилий по решению проблем, с которыми сталкивается человечество и которые требуют принятия неотложных мер.
Нобелевскую премию принято считать наивысшей почетной наградой, которой мировое сообщество может отметить заслуги человека. Однако фон Уикскуль пришел к выводу, что номинации Нобелевской премии слишком узки по своему масштабу и сконцентрированы на интересах промышленно развитых стран, чтобы быть адекватным ответом на глобальные проблемы, стоящие сегодня перед цивилизацией.
Поэтому он предложил вознаградить усилия тех людей и организаций, которые решают эти проблемы непосредственно, вступая в борьбу с такими вызовами человечеству, как загрязнение воздуха, воды и почвы, угроза ядерной войны, нарушение основных прав человека, лишения и страдания беднейших слоев населения на фоне чрезмерного потребления и духовной нищеты богачей.
Якоб фон Уикскуль обратился в Нобелевский фонд с предложением об учреждении двух дополнительных наград в области охраны окружающей среды и борьбы с бедностью, однако эта идея была отвергнута, несмотря на предложение о совместном финансировании. После чего Уикскуль решил самостоятельно создать премию Right Livelihood Award, внеся в качестве начального капитала один миллион долларов США.
В 1980 году состоялось первое награждение премией – денежный приз в 50 тысяч долларов разделили основатель американской гуманитарной организации Plenty International Стивен Гаскин и египетский архитектор Хасан Фатхи, строивший жилье для бедняков. Первая церемония награждения проходила в арендованном зале, но уже пятью годами позже чествование лауреатов "альтернативной Нобелевской премии" проходило в стенах шведского парламента.
За прошедшие десятилетия фонд премии "За достойный образ жизни" увеличился благодаря поддержке частных спонсоров, и на сегодняшний день размер денежного приза составляет два миллиона шведских крон, или примерно 240 тысяч долларов.
Лауреатами премии Right Livelihood Award уже стали в общей сложности представители 137 организаций из 58 стран мира. Этой награды дважды были удостоены и россияне: в 1996 году премию вручили "Союзу комитетов солдатских матерей" за защиту прав военнослужащих, а в 2004 году – обществу "Мемориал" за вклад в дело защиты прав человека в России.
О значении этой награды и о проблеме сохранения тропических лесов бассейна реки Конго рассуждает директор лесной программы московского отделения Всемирного Фонда дикой природы Елена Куликова:
– Интересен сам факт возникновения и существования "альтернативной Нобелевской премии". Дается она за работу по улучшению экологической ситуации или за успехи в борьбе с болезнями, с голодом. Сама по себе формулировка "премия за улучшение экологической ситуации" очень мне нравится. Она присуждена Рене Нгонго "за мужество в противостоянии силам, которые уничижают джунгли, и создание политической поддержки для сохранения лесов". Я как лесник по образованию, инженер лесного хозяйства, очень рада, что вообще прозвучало само слово "леса" в контексте и тематике нобелевских премий.
Среди природоохранных инициатив Всемирного Фонда дикой природы инициатива по сохранению лесов бассейна реки Конго занимает одно из ведущих мест. Бассейн реки Конго – это один из самых крупных массивов тропических лесов в мире. Эти леса – и в этом заключается их ценность – большей частью нетронутые, мало нарушенные, в них обитают тысячи, даже десятки тысяч видов животных и растений – все то, что мы называем биологическим разнообразием. Тропические леса вообще играют колоссальную роль в регулировании климата в планетарном масштабе и в круговороте воды. Эти замечательные леса исчезают катастрофически быстро, в бассейне реки Конго за 10 лет исчезло порядка 91 тысячи квадратных километров лесов.
Угрожает этим лесам рост населения, процессы вырубки лесов. Есть и другая причина – спрос на древесину ценных тропических пород. Как правило, древесина, вырубаемая в тропических лесах Конго, идет в Китай, где перерабатывается и превращается в мебель, в строительные конструкции, которые потом идут на рынки Европы и США. Именно спрос, порождаемый этими рынками, и является причиной массового истребления лесов в бассейне реки Конго.
Сергей Джанян (Копенгаген),
Андрей Шарый