Большая разница. Эксперимент, на который пошли учителя двух сельских школ, привел к разным результатам
В прошлом году "РГ" рассказывала о необычном способе, который избрали учителя двух приволжских сельских школ, чтобы избежать закрытия.
Недостаток учеников педагоги восполнили за счет детей, взятых в свои семьи из приютов. Как развивалась ситуация после того, как стихли умиленные возгласы?
Наши корреспонденты вновь навестили учителей.
Прокудино: классные родители
Сразу несколько учителей из небольшого села Прокудино Саратовской области взяли под опеку приютских детей из Аткарска.
- Нельзя было допустить, чтобы у нас закрылся хотя бы один класс, одна параллель, ведь люди, когда переезжают в деревню, всегда интересуются, есть ли школа, где могли бы учиться их дети, - рассказывает директор школы Светлана Зонова.
Светлана - вдохновитель всех перемен, которые здесь случились. Еще шесть лет назад она с мужем взяли под опеку в приюте восьмилетнюю девочку. Взяли, совсем не думая о том, что через несколько лет будут спасать с помощью приемных детей свою школу.
На семейном совете решили, что возьмут мальчика: в семье уже были две дочки и сын. Но когда Светлана пришла в интернат, в глазах одной девчушки прочитала: "Почему ты так долго за мной не приезжала?", и поняла, что без нее не уедет. Так в семье появилась дочка Оля.
А восемь месяцев назад в семье директора произошло новое прибавление: Зоновы оформили опеку сразу еще над двумя дочками, Таней и малышкой Дашей.
...Как-то в Прокудине в гости наведалась директор сельской школы одного из соседних районов - перенять педагогический опыт:
- Как организовать учителей, чтобы они взяли детей под опеку? - задала коллега волновавший ее вопрос.
- Самому директору школы взять троих, - просто ответила Светлана Павловна.
Между тем
С той поры, как в селе стали брать на воспитание приютских ребятишек, в Прокудине улучшилась рождаемость. Такое вот совпадение. А еще стала возвращаться молодежь, уезжавшая в города в поисках лучшей жизни.
Сегодня в школе уже 49 учеников, а не тридцать, как три года назад. И этот факт педагоги воспринимают как самое свое большое достижение.
Сорокино: самый последний звонок
Чтобы уберечь от закрытия школу в селе Сорокино Пензенской области, местные учителя взяли на воспитание из детского дома десять ребятишек.
Чиновники от образования пообещали тогда - школу будут держать, пока последняя сирота не получит аттестат. С тех пор прошло не так уж много времени, но школы не стало.
...Сорокино затерялось на южной окраине области. Сегодня здесь меньше сорока дворов. У каждой избы - стог сена, колодец и поленница дров. За двадцать километров в округе нет ни газа, ни центрального водоснабжения. Даже сотовый телефон здесь - вещь совершенно бесполезная: сигнал не ловится. Год назад у въезда в село установили будку с таксофоном, но и он не работает. Единственная связь с миром - школьный автобус, который дважды в день возит учеников из Сорокина в соседние Огаревку и Даниловку.
Чтобы дочка успела к занятиям, Лидия Заварзина будит Аню в шесть утра.
Девочка появилась в их семье три года назад, когда Лидия Степановна по примеру коллег поехала в детский дом - за учениками для родной школы. На этот смелый шаг сельские учителя пошли от отчаяния - чтобы не остаться без любимой работы.
В районном управлении образования идею укомплектовать классы за счет социальных сирот одобрили и даже обещали всяческую поддержку. Красивую историю тогда показали все центральные телеканалы, дескать, берите пример. Кто-то из столичных журналистов привез в подарок сорокинским ученикам глобус. Правда, для уроков географии он так и не пригодился. Школу в Сорокине все-таки закрыли: сначала свернули средние классы, а в этом году - и начальные. Деревянное одноэтажное здание, где на протяжении восьмидесяти лет звучали детские голоса, осиротело.
- Здесь учились моя бабушка, мама, я сама и мои дети, - рассказывает Лидия Ослова, многие годы проработавшая в школе техничкой. Она давала звонок на урок, проходя по коридору с небольшим церковным колоколом в руках. Говорят, он старше самой школы.
Учительская, две классные комнаты, отапливаемые печкой. В конце коридора антикварный шкаф отгораживает местный музей от столовой. Ни компьютера, ни тем более Интернета. Как можно в двадцать первом веке учиться в подобных условиях? На этот факт чиновники от образования почему-то закрыли глаза, когда отправляли в село приемных ребятишек и вселяли надежду в учителей своими обещаниями.
С тех пор руководство в районном управлении образования сменилось. Новые должностные лица лишь разводят руками: перед законом все школы равны. Сорокинскую надлежит ликвидировать как нерентабельную. На десять учеников здесь приходилось семь учителей. Не спас даже тот факт, что впервые за последнее десятилетие демографическая ситуация в Сорокине выправилась: прибыль населения превысила естественную убыль.
- Дети будут учиться в соседних селах, - пояснила начальник отдела Лопатинского управления образования Раиса Назарова. - Для их развития лучше, когда в классе не два, а хотя бы двенадцать учеников. Сокращенным учителям мы тоже предоставили работу. Все они заняты.
Между тем
Ирина Ломова, бывшая учительница русского языка и литературы, предпочла уйти в неоплачиваемый академический отпуск. Осталась без доходов с двумя приемными детьми на руках. В ее семье воспитываются две Наташи, они неразлучны с детского дома. О том, чтобы вернуть ребятишек обратно, в семье не ведут и речи.
- Чиновники нас предали, мы не можем поступить так же с детьми, - сказала как отрезала Ирина Викторовна.
У околицы две ее дочки, две Наташи, в любую погоду ждут школьный автобус, чтобы отправиться в утомительную дорогу за знаниями. Двадцать километров - в один конец.