Умер Компай Сегундо
Buena Vista Social Club больше нет. Скончался Компай Сегундо – один из лидеров легендарного кубинского проекта, второй раз за XX столетие сделавшего музыку страны модной во всем мире.
Несмотря на свое прозвище (Браток Второй – с тридцатых до конца сороковых дон Масимо Франциско Репиладо Мукос пел дуэтом с Лоренцо Эррезуэло, он же Компай Примо), 95-летний композитор и гитарист был первым. Он написал «Чан-чан», песню, открывавшую альбом Buena Vista Social Club, – самое исполняемое произведение в истории кубинской музыки, он был старейшим «тровадором» Кубы (исполняемые под гитару сентиментальные баллады «тровас» можно было бы назвать аналогом нашего КСП, но клавиатура не поворачивается: исполнители тровы всегда имели отменный слух, пели благозвучно, а гитару использовали совсем не как ударный инструмент). А еще он был лицом «Буэна Висты» – именно его вдохновенные глаза показывает камера Вима Вендерса, когда группа старых кубинских музыкантов «золотого века» (тридцатые годы – время белых штанов и первой волны моды на все латинское) исполняет знаменитую песню, протащившую старинный кубинский фольклор в XXI век.
Компаю в отличие от коллеги Ибрагима Феррера к славе было не привыкать: в тридцатые и позже он был знаменит: снялся в известном фильме «Короли мамбо», выступал в Париже и Нью-Йорке, записывал патефонные пластинки, расходившиеся огромными по тем временам тиражами. После революции и «Битлз-бума» Запад забыл Сегундо и других стариков, исполнявших трову и более ритмичную и менее сентиментальную музыку «сон». Казалось, навсегда… Возвращение в славу началось в 90-е: сначала музыкой бывшей колонии заинтересовались испанцы, начавшие переиздавать старые кубинские пластинки и по возможности приглашать уцелевших звезд тровы и сона на гастроли. В 1995 году там издали музыкальную «Антологию Компая Сегундо», а в 1997-м американский гитарист Рэй Кудер собрал «Буэна Висту» и спродюсировал пластинку, завоевавшую «Грэмми» в номинации «Народная музыка» и проданную тиражом 3,5 млн экземпляров (с учетом пиратских копий, так и все семь). Дальше – бесконечные гастроли, совместные записи с Шарлем Азнавуром, хамство американцев, вынудивших Кудера свернуть проект, подведя записи чудесных мелодий под графу коммерческое партнерство с гражданами вражеской страны, – короче, слава.
Несмотря на очень преклонные годы и жесткий гастрольный график Сегундо не унывал, был любезен с журналистами («Молодой человек, пейте бараний бульон – он сделает вас сильным и сохранит молодость»), встретился с папой римским («Для меня это мечта всей жизни, я молился, чтобы Господь дал здоровья всему моему народу»), в общем, жил полной жизнью.
Однако годы брали свое, весной нынешнего года старому музыканту пришлось объявить, что он оставляет эстраду, а потом по телеграфным агентствам стали похаживать сообщения о его здоровье…
Бараний бульон, к сожалению, помогает не во всех случаях: родственники музыканта сообщили СМИ, что он спокойно отошел в воскресенье в окружении самых близких людей. Его похоронят на родине, в городе Сантьяго-де-Куба – музыкальной столице самой музыкальной страны мира.