Коты в мешке
«Какая страна – такие и теракты…»
(из анекдота)
Выборы мэра Иркутска, как и предполагалось, выливаются в весьма забавный фарс.
Конечно, господин Якубовский поступил как-то не совсем конгруэнтно, не оставив преемника. Мог бы и позаботиться. Но – не оставил, и по первости аппетиты на мэрское кресло разгорелись у многих. Ибо место это весьма привлекательно – не столько скромной зарплатой, только немного превышающей зарплату президента, сколько большими потенциальными возможностями и здесь, и там.
Аппетиты, однако, пришлось поумерить после того, как партия, пусть и через известное место, но все-таки сказала свое увесистое «Нет». Подоплека этого «нет» пока еще туманна, но очевидно, что уши господина Дерипаски, с его немеряными аппетитами, торчат оттуда «чисто конкретно». Да и не только уши. Кандидатура, с которой, по всей видимости, Дерипаска и зашел к Дмитрию Мезенцеву, не вызвала у последнего серьезных возражений – надо полагать, в первую очередь потому, что у самого губернатора готовой кандидатуры не было. А Сергей Серебренников – все-таки, как ни крути, офицер ФСБ в анамнезе, да и грех отказывать хорошему и пока еще достаточно богатому человеку, который вполне может пригодиться.
Правда, осторожные люди тут же осторожно заметили, что к сорока годам из ФСБ хороших сотрудников в вольное плавание не отправляют, да и деятельность Сергея Серебренникова на посту мэра Братска обнаруживает очень много неоднозначностей. Однако приманка была уже заброшена – мэр Братска воспрял, погладил шнурки и приготовился ждать благоприятного развития событий.
По-хорошему, вся операция должна была пройти как по маслу. Вице-мэр, имевший все шансы на мэрское кресло ввиду давности нахождения в очереди к этому креслу, был вознесен в областное правительство, его место оказалось вакантным, и на него должен был аккуратно приземлиться мэр Братска. Правда, все те же осторожные люди высказали некоторые сомнения в прочности штанов господина Серебренникова и его способности усидеть сразу на двух стульях – однако технически и это казалось пустяком. То есть вроде все как оказалось «на мази» и альтернатив «би-мэру» не намечалось.
Но – не вышло. Как бы ни была бесцеремонна нынешняя власть, а переть в наглую поперек законов ей пока еще слабо. А закон как-то слабоват оказался по части того, чтобы взять и одним движением невидимой руки посадить мэра одного города в вице-мэры другого. Без этой хитрой операции, однако, Сергей Серебренников, при всех его, однозначно, политесных сторонах, останется для иркутян абсолютным чужаком, и пролетит мимо заветного кресла со свистом.
Кроме того, откуда-то вдруг нарисовались конкуренты. Коммунисты долго мялись, уговаривая Александра Битарова перейти в их партию и стать кандидатом. И господин Битаров, по слухам, совсем уже было согласился променять кресло первого заместителя председателя областного правительства на синицу в небе, то есть кандидатуру мэра… но после вдумчивой беседы с губернатором резко передумал. Вряд ли можно обвинить господина Битарова в нерешительности или чем-то более того – скорее, у губернатора нашлись аргументы, перевесившие синицу в небе. Не такая уж она и большая, эта синица...
Но коммунисты не были бы коммунистами, если бы не пошли до конца. И в этом конце оказался некто Виктор Кондрашов, ранее в политической тусовке не засветившийся. Слабоватый политически получился кандидат у коммунистов – а между тем, могли бы не струсить так уж откровенно и выдвинуть на ринг тяжеловеса Левченко, который вполне мог и взять предложенный вес. Отсутствие же Левченко в качестве кандидата однозначно дает понять, что в этой игре для коммунистов главное не победа, а участие – или, что еще вероятнее, договоренность о том, что Кондрашов сыграет роль технического кандидата, имитирующего конкурентную борьбу.
Все оставшиеся карты спутал Антон Романов, решившийся на неординарный шаг – после многолетнего спокойного депутатства попробовать свои силы в тяжком труде мэра. По некоторым данным, такого пассажа не ожидал никто – при всей своей одиозности, Романов является умным и хитрым политиком, и его шансы, на фоне его известности в городе, при условиях честных выборов, весьма и весьма велики.
По слухам, после выдвижения Романова Сергей Серебренников совсем приуныл, так как нарисованная его покровителем благостная картина перехода в дамки никак не хочет реализовываться. Пока чиновники дремали на новогодних каникулах, Романов развил бурную деятельность, довольно бестолковую, но шумную – чего на первом этапе предвыборной борьбы вполне достаточно.
Вскоре после Романова за подписными листами своих сторонников выразил желание отправиться еще один известный в городе персонаж – редактор остросюжетного «Народного контроля» и многолетний борец с точечной застройкой Евгений Еремеев. Самая изюминка этого самовыдвиженца – то, что он некогда засветился на политическом поле Иркутска в роли помощника именно депутата Романова…
Рассмотрим, однако, какой из кандидатов действительно не только хочет, но и может быть мэром Иркутска.
Кто такой мэр? Это завхоз, и характер у него должен быть как у завхоза. Из всех имеющихся на сегодняшний день кандидатур на роль городского завхоза лучше всего подходит Олег Шандрук или человек его уровня. Все три имеющихся на сегодняшний день кандидата – это кто угодно, только не хозяйственники: политики, разведчики, неудачники, депутаты, но не завхозы.
Кандидатуру Кондрашова рассматривать вообще несерьезно: его не знают ни иркутяне в целом, ни политики в частности, и если он вдруг победит, то это будет самое удивительное событие в истории города. Кандидатуру Серебренникова в качестве победителя выборов, если областные власти продолжат его проталкивать, можно рассматривать только в случае массовых подтасовок на выборах: не факт, что на уровне муниципалитета это удастся. Протолкнуть кандидата, которого не знает ни один иркутянин, а слухи из Братска рисуют в самом неприглядном виде, практически нереально, особенно учитывая, что осталось всего два месяца (из которых неделя праздников), а у партии власти еще конь не валялся.
Есть высокая вероятность того, что в «большом сером доме» хорошо подумают и найдут замену Серебренникову. На роль кандидата в этом случае идеально подошел бы какой-нибудь серьезный представитель финансово-промышленной группы, коренной иркутянин, не замеченный в политических играх и при этом с приятной для обывателя внешностью. Найти такого кандидата несложно – но для этого «партии власти» будет нужно зажать в кулаке свои амбиции и признать ошибку. Не впервой, конечно, но все-таки вряд ли.
Наиболее вероятен другой вариант – жесткого давления на независимого кандидата Романова. Однако, при всей специфике этого господина, просто так он вряд ли станет «продаваться», давить придется очень сильно, и совершенно неизвестно еще, что из этого давления выйдет. Иногда и в лоб отскакивает, бывали случаи.
Кандидатура Романова в качестве мэра, на первый взгляд, кажется вполне приемлемой. Спортсмен, педагог, депутат, достаточно много сделал для региона – правда, в основном скандального характера, но сделал. Однако депутат – это не завхоз. Языком депутату работать не привыкать, а вот лазать а-ля предшественник по подвалам и крышам – это, мягко говоря, совсем другое дело. Гораздо более трудное. Да и мэр-говорун Иркутску точно не нужен – хоть говоруны и отличаются умом и сообразительностью, но с реальными делами у них как-то не очень.
Беда, однако, в том, что, как уже было сказано, в случае честных выборов и отсутствия других кандидатов у Романова очень высокие шансы на победу. Он симпатичен старушкам – а это залог победы. Что, в общем-то, грустно – так как в работе завхозом его никто никогда не видел, и получаем мы в результате банального кота в мешке.
Впрочем, остальные депутаты – тоже те же самые коты. Ничуть не лучше. И как бы мы тут ни рассуждали, а ничего хорошего от этих выборов ждать иркутянам не приходится.
Дмитрий Таевский
Иллюстрация: Анна Ржевская