Иркутяне не хотят переезжать в новостройки
Будущие новоселы развенчали миф о прелестях нового бесплатного жилья.
Когда в семье Дрюминых узнали о том, что их дом попал в федеральную программу по расселению из ветхого и аварийного жилья, радости и ликованию не было предела: наконец-то наступит долгожданная спокойная и безопасная жизнь. Но когда семье сообщили условия предоставления заветной новостройки, все желание переезжать пропало.
Расселят 129 домов
В этом году Иркутская область получила около 1 миллиарда рублей из федерального бюджета на расселение из аварийных домов. Еще 350 миллионов добавили из областной казны. На эти деньги было решено расселить старые, разваливающиеся на глазах иркутские бараки.
— Чтобы получить эти средства, и муниципалитет, и министерство строительства и дорожного хозяйства области проделали колоссальную работу. В течение трех месяцев мы собирали подробнейшую информацию о фонде, попадавшем под расселение, — рассказывает начальник отдела строительных программ администрации Иркутска Павел Коротенко. В итоге в программу попало 129 домов. Это довольно много, если учитывать, что на волне финансового кризиса программу и вовсе могли свернуть.
— Прослышав о программе, к нам потянулись люди. Нас очень удивило, что народ так осведомлен, — заметил Павел Коротенко.
Еще бы, ведь речь идет о новых квартирах. Люди рассчитывали, что наконец-то их жизнь изменится, вместо покосившихся крыш, огромных щелей в стенах и удобств на улице они получат добротные квартиры в высотных домах с централизованным отоплением и видом на благоустроенную территорию из окна. Но когда людям разъяснили, что согласно программе переселят их в квартиры площадью не более той, что была у них прежде, да еще и в отдаленные районы города, многим такой вариант перестал казаться подарочным.
«В новую квартиру не поедем»
Семья Дрюминых состоит из четырех человек и проживает в двухкомнатной квартире в доме по улице Подгорной, который как раз попал в программу. В скором времени они должны переехать на улицу 2-ю Железнодорожную в однокомнатную квартиру площадью 37 квадратных метров.
— Как же мы вчетвером будем жить в однокомнатной? Мы лучше останемся в этой квартире. Родители старенькие, а у меня и у дочери работа непостоянная, средств на новую квартиру просто нет, придется переезжать вместе с родителями. Жить в однокомнатной квартире станет невозможно, — говорит Елена Дрюмина.
Женщина считает, что расселение проводится наспех, чиновники просто не видят реальной картины.
— Многие собственники в этих бараках давно не нуждаются и сдают квартиры в аренду. Теперь они получат новые квартиры, которые также будут сдавать или продадут. У тех же, кто на самом деле нуждается в жилье, условия проживания только ухудшатся. Я намерена добиваться справедливости, потому что мы жили в двухкомнатной квартире и имеем все права переехать в такую же двухкомнатную.
Но, как пояснил Павел Коротенко, программа по расселению из ветхого жилья не подразумевает улучшения жилищных условий.
— Согласно Жилищному кодексу, по договору мены жильцам аварийных домов предоставляется равноценная по площади квартира в новостройке. Малометражные квартиры сегодня не возводятся, поэтому, к примеру, вместо двухкомнатной предоставляется однокомнатная. А обеспечить всех желающих жильем государство пока не имеет возможности, — заметил Павел Коротенко.
Но такой ответ семью Дрюминых, как и десятки других, вряд ли удовлетворит.
— Мой отец 40 лет отработал на советское государство, ветеран труда, а в очереди на квартиру так до сих пор и стоит. Неужели он не заработал нормальной квартиры для себя и своей семьи? — спрашивает Елена Дрюмина.
Как уверяют чиновники, очередь на жилье никуда не исчезла, и все, кто когда-то претендовал на жилье, так и остались в числе претендентов. А квартир как не было, так и нет.
Жалко бросать картошку
Еще одна из насущных проблем иркутских переселенцев — переезд. Одна из жительниц по улице Алмазной наотрез отказывается переезжать, по крайней мере до лета, пока запасы картошки и овощей в подвале не закончатся: «Не бросать же добро», — рассуждает старушка. Сложнее всего переезжать как раз пожилым людям, которых в ветхом фонде не так уж и мало.
— Одна женщина написала письмо, в котором сообщила о нежелании перебираться из микрорайона Первомайского куда бы то ни было, поскольку в этом районе она прикреплена к больнице, врачи ей очень нравятся, менять она ничего не хочет, — рассказал Павел Коротенко. Смена района, причем не в самую лучшую сторону, смущает многих иркутян. Не только из периферийных районов, таких как Первомайский, но и из самого центра Иркутска людям предлагают переехать в Ново-Ленино, Юбилейный и Свердловский район.
— Здесь мы обжились, детсад, школа, соседи, наконец. Для нас эта инфраструктура и окружение имеют жизненно важное значение, — рассказывает инвалид, многодетная мать — жительница дома по улице Напольной.
Как рассказали в администрации Иркутска, единственное, чем может помочь мэрия особо нуждающимся, это переезд.
— Можем предоставить машину и грузчиков, — заверил Павел Коротенко.
Из аварийного дома выселят через суд
А вот отказаться от переезда проблематично. Особо несговорчивых выселят через суд.
— Эти дома потому и расселяют, что они угрожают жизни людей, поэтому наша первейшая обязанность — предотвратить трагедию. В таком разрезе частные интересы не являются приоритетными, — отметил Павел Коротенко.
Новостройки
Как заверили редакцию «СМ Номер один» в пресс-службе правительства и губернатора Иркутской области, все новостройки, в которые должны заселиться жители ветхих домов, будут сданы в эксплуатацию в ближайшее время. Напомним: по условиям программы Фонда содействия реформированию ЖКХ, расселение должно было произойти до 1 января 2010 года. Однако с задачей справился только один застройщик — УКС г. Иркутска. Остальные компании сбились с графика из-за аномальных холодов.
— Чтобы провести отопление, необходимо производить отключения воды в целых микрорайонах, что в нынешнюю зиму технически сложно сделать. Когда холода спадут, ввод в эксплуатацию ускорится, — заверили в пресс-службе.