Гражданин полицейский
Общественная палата призывает сократить, децентрализовать и разделить МВД.
Пока в МВД решают, какие именно категории стражей порядка попадут под 20-процентное сокращение (согласно президентскому указу от 24 декабря прошлого года именно на столько должно ужаться министерство), представители гражданского общества требуют куда более радикальной перестройки органов. В частности, на прошедшем вчера заседании профильной комиссии Общественной палаты, куда был приглашен заместитель министра внутренних дел Александр Смирный (он отвечает в министерстве за выработку и реализацию общей стратегии в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, выработку комплексных управленческих решений в системе МВД и контроль за их исполнением), неоднократно говорилось о том, что милицию нужно децентрализовать, изъять из ее ведения некоторые департаменты или как минимум разделить органы правопорядка на две части -- федеральную и местную.
В списке предложений, который подготовила возглавляемая адвокатом Анатолием Кучереной комиссия ОП по контролю за деятельностью правоохранительных органов, в том числе говорится: «Федеральная полиция должна противодействовать организованной преступности, коррупции в органах власти, терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, преступлениям в сфере высоких технологий, массовым беспорядкам, преступлениям в отношении федеральных чиновников и общественных деятелей». В свою очередь, региональная милиция по замыслу общественников должна отвечать за охрану общественного порядка «на земле» и заниматься профилактикой преступлений. Финансировать милицию на местах нужно не из федеральной казны, а из средств субъекта федерации и местного бюджета. «Борьба с преступностью и взаимодействие с законопослушными гражданами -- это абсолютно разные задачи. Соответственно их должны решать разные, принципиально различным образом построенные системы, максимально независимые друг от друга, но с тщательно выстроенным взаимодействием», -- пояснил свою позицию один из авторов предложений Общественной палаты, директор Института прав человека Валентин Гефтер.
Озвучив тезисы своих коллег, правозащитник присовокупил к ним собственные предложения. В частности, г-н Гефтер полагает, что во главе МВД должно стоять гражданское лицо. «Это может быть политический назначенец, человек, который не является выходцем из правоохранительного ведомства», -- заявил глава Института прав человека и в подтверждение своих слов сослался на опыт Восточной Европы, где в полиции уже давно прошла "демилитаризация". Кроме того, заметил правозащитник, нужно оптимизировать структуру органов внутренних дел: «ФСИН, миграционная и пожарная службы были выведены из системы МВД, и это пошло им на пользу, по этому пути нужно идти и дальше».
Г-н Гефтер, выступавший первым, задал тон последовавшим дебатам. Участники заседания выступали с жаром и порой увлекались, опровергая доводы оппонентов, так что модератору собрания Анатолию Кучерене периодически приходилось напоминать о регламенте. Бывший глава российского Интерпола, а ныне советник председателя Конституционного суда отставной генерал-майор милиции Владимир Овчинский выступил от противного и говорил в основном о том, чего нельзя касаться в ходе реформы МВД. В перечень «того, чего делать нельзя», попали практически все предложения, высказанные Валентином Гефтером, которые г-н Овчинский в конце концов назвал вредными. «Ни в коем случае нельзя ломать вертикаль управления, осуществлять децентрализацию, -- заявил он. -- В условиях террористической угрозы это приведет к хаосу и слому всей системы, породит ситуацию, в которой будет криминальный кризис». Поэтому, добавил г-н Овчинский, нельзя выводить из-под управления МВД ни транспортную милицию, ни ведомство по управлению режимными объектами, ни ГИБДД. По мнению советника главы КС, численность органов внутренних дел действительно нужно сократить, но сделать это следует за счет сотрудников тыловой службы. Кроме того, полагает г-н Овчинский, необходимо восстановить подразделения по борьбе с организованной преступностью.
Генерал-майор милиции получил поддержку с неожиданной стороны -- с его доводами согласился председатель комитета «За гражданские права» правозащитник Андрей Бабушкин. «Сегодня нельзя ничего выделять из состава милиции, -- заявил он. -- Опыт выделения пожарных, ФСИН и других служб ничего позитивного с точки зрения соблюдения прав человека не принес, но породил огромное количество проблем». По той же причине, уверен правозащитник, нельзя идти по пути децентрализации органов -- если управляемость будет потеряна, то количество нарушений прав граждан только возрастет. Недопустимо и сокращать численность милиции «по живому», добавил г-н Бабушкин: «Сокращение нужно провести постепенно, в течение 2--5 лет, за счет тех сотрудников, которые уходят на пенсию». Сокращение же сотрудников департамента охраны режимных объектов (ДРО) может привести к «новым Чернобылям», предупредил Бабушкин, напомнив, что к числу таких объектов относятся и атомные станции.
«Люди зомбированы сообщениями прессы о том, что в милиции все плохо», -- посетовал глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев. В то же время, добавил он, МВД хоть и остается «пасынком в системе правоохранительных органов», но начинает работать лучше, в том числе благодаря общественному контролю. «Нельзя отрицать, что сейчас главной мотивацией деятельности людей является получение прибыли», -- констатировал депутат. Поэтому, сделал вывод он, честность сотрудников органов внутренних дел должна хорошо оплачиваться. «Полицейский по определению не может быть бедным», -- поддержал депутата член Общественной палаты адвокат Генри Резник. В противном же случае стражи порядка продолжат «вступать с населением в товарно-денежные отношения» -- проще говоря, брать взятки. Впрочем, заметил г-н Васильев, и само общество продолжает коррумпировать тех, кто призван его защищать.
Замглавы МВД Александр Смирный, выступивший под занавес заседания, начал с того, что подчеркнул: «Децентрализация органов внутренних дел, о которой сегодня здесь говорилось, недопустима, с нашей точки зрения». Впрочем, сократиться на 20% и избавиться от несвойственных функций милиции все же придется -- это следует из президентского указа. Реформа органов внутренних дел, подразумевающая сокращение численности сотрудников, должна быть завершена к 1 января 2012 года. И, как подчеркнул г-н Смирный, прежде чем вести речь о сокращениях, министерству нужно определиться, от чего оно сможет отказаться. Во всяком случае, заверил замминистра, сокращения не затронут службу участковых уполномоченных, органы следствия и уголовный розыск. Кроме того, как сообщил членам Общественной палаты г-н Смирный, до конца января Рашид Нургалиев должен подписать приказ, устанавливающий критерии оценки эффективности работы сотрудников МВД. Для каждого ведомства, входящего в структуру министерства, будут применены свои системы оценки, пояснил журналистам Александр Смирный, но главным критерием, по его словам, «должно стать общественное мнение». Впрочем, как именно будет замеряться эта социальная эффективность милиционеров, замминистра не пояснил.