Милицию реформируют из-под "палки"
Глава МВД РФ Рашид Нургалиев вчера заявил о том, что подписал приказ о новых критериях оценки деятельности милиции, который, по его мнению, отменяет "пресловутую палочную систему".
Однако, ознакомившись с проектом приказа, корреспонденты "Ъ" выяснили, что он во многом дублирует приказ еще 2005 года, в соответствии с которым милиция, чтобы получить положительную оценку своей деятельности, должна была повышать по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количественный показатель привлеченных к уголовной или административной ответственности.
По словам господина Нургалиева, революционность подписанного им 19 января приказа заключается в том, что теперь оценка работы органов внутренних дел будет проводиться с учетом мнения граждан. В систему оценки введены "показатели, которые характеризуют общественное мнение". Кроме того, теперь будет учитываться еще и степень "резонансности" выявленного или раскрытого преступления. Данные для этих показателей якобы будут собираться независимыми источниками, что позволит "давать объективную оценку деятельности органов внутренних дел", а также усилит "социальную составляющую в работе милиции". Правда, министр не уточнил, какие конкретно независимые источники будут собирать данные. Вчера "Ъ" не удалось выяснить это и в управлении информации и общественных связей МВД. Там сообщили, что приказ N 25 "О вопросах оценки деятельности органов внутренних дел РФ", который заменит печально известный приказ N 650 от 5 августа 2005 года, прозванный милиционерами "палочным", еще никто не видел. "Новый приказ еще не поступил в подразделения",— пояснил "Ъ" руководитель пресс-центра МВД Олег Ельников.
Тем не менее правозащитники поспешили положительно оценить приказ главы МВД. "О том, что такой приказ готовится, на заседании нашей комиссии 18 января говорил заместитель министра МВД Александр Смирный, и это нас очень обрадовало, потому что много лет мы настаивали на том, чтобы среди критериев, по которым оценивают деятельность сотрудников милиции, было общественное мнение,— заявил "Ъ" председатель комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов Анатолий Кучерена.— Насколько я понял из сегодняшнего выступления министра, он понимает, что общественное мнение сейчас крайне негативно по отношению к сотрудникам, но понимает, что, как бы ни было сложно и неприятно, органы МВД все равно придется реформировать, чтобы они работали не на количество, а на качество". "Приказ можно только приветствовать, хотя он запоздал,— считает и специалист правозащитного фонда "Общественный вердикт" Олег Новиков.— С отменой "палочной" системы милиция не станет ближе к народу, но это все равно очень важный момент. В большинстве дел по преступлениям милиционеров, которые наши адвокаты вели в судах в последние годы, мотивация преступников была: нужно побыстрее раскрыть преступление, нужно повысить статистику".
Между тем через свои источники в силовых структурах "Ъ" удалось получить текст проекта приказа, о котором вчера заявил Рашид Нургалиев. По словам источника "Ъ", этот проект практически не отличается от того, который подписал министр. Сравнение текста проекта со "старым" 650-м "палочным" приказом оказалось неожиданным. Выяснилось, что тексты приказов, по сути, практически идентичны, и сказать, что подписанный господином Нургалиевым документ отменяет "палочную" систему, никак нельзя. Более того, важнейшие пункты приказа, фактически определяющие его смысл, например такие как "Инструкция по оценке деятельности органов внутренних дел РФ", почти слово в слово копируют аналогичный документ из старого приказа.
Так, например, новый приказ сохраняет практику оценки работы органов внутренних дел с использованием так называемых показателей (цифровые данные критериев оценки) и индикаторов (соотношения с показателями за аналогичный период прошлого года). Сохранен в новом приказе и главный принцип, который заставлял сотрудников милиции гнаться за так называемыми палками. По этому принципу индикатор, имеющий ненулевое числовое значение, оценивается положительно, а имеющий числовое значение 0 — отрицательно. То есть порочная практика, при которой подразделения милиции, чтобы получить положительную оценку своей деятельности, не могли снизить по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количественный показатель привлеченных к уголовной или административной ответственности по разным категориям правонарушений, осталась и в новом приказе.
Что касается введения нового принципа оценки работы подразделений милиции с учетом общественного мнения, то, как выяснилось, он существовал и в старом приказе. Прописан этот принцип как в старом, так и в новом приказе все в той же "Инструкции по оценке деятельности органов внутренних дел РФ". В новом лишь исчезла фраза о том, что данный критерий носит "характер дополнительной информации".
Действительно, новым в приказе, подписанном министром Нургалиевым, оказалось введение в качестве критериев оценки индикаторов, которые характеризуют работу органов внутренних дел извне, то есть по решениям судов или органов прокуратуры. Например, результат и качество предварительного расследования преступлений оцениваются по показателям, характеризующим направление уголовных дел в суды прокурором, законность — по доле уголовных дел, возвращенных для дополнительного следствия в органы внутренних дел прокурором и судом.
Аналогичным образом оценивается административная практика — не по количеству составленных сотрудниками милиции протоколов, а по решениям, которые по этим протоколам принимаются судьями или органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Появились в приказе от 19 января и новые категории показателей по выявлению и расследованию коррупционных противоправных деяний и преступлений экстремистского характера.
Тем не менее источники в центральном аппарате МВД России заявили "Ъ", что критерии оценки деятельности сотрудников в некоторых оперативных департаментах министерства были изменены еще в 2008-2009 годах. Например, в департаменте экономической безопасности еще с августа 2008 года его тогдашний руководитель Евгений Школов (сейчас заместитель министра внутренних дел) ввел положение, в соответствии с которым работа сотрудников оценивалась не по количеству возбужденных по их материалам уголовных дел. "В основу оценки деятельности были положены общественная значимость материалов; их материальная составляющая, допустим выявленная взятка, должна быть на сумму не менее 1 млн руб., чтобы "палки" не рубились на делах врачей и учителей; выявление новых схем совершения преступлений и системность подхода сотрудников в расследовании преступлений",— сообщил собеседник "Ъ". При этом, по его словам, никто из руководителей департамента не снижал оценок деятельности сотрудников, раскрывших, например, преступлений меньше, чем в прошлом году, если эти раскрытые преступления оказывались резонансными. Оценки же деятельности, в свою очередь, влияли на их служебный рост и годовые премии. "Те, кто не гонялся за мелочовкой, в конце года дополнительно получал довольно серьезные выплаты",— отметил источник "Ъ".
Впрочем, обнародованный вчера министром Нургалиевым приказ может действовать недолго. Дело в том, что сейчас в высших эшелонах власти активно продвигается идея так называемого ребрендинга милиции, связанного с ее переименованием в ходе реформы в федеральную полицию. Об этом вчера на заседании президиума Ассоциации юристов заявил председатель Счетной палаты, бывший глава МВД Сергей Степашин: "Создание профессиональной полиции, по сути дела, а не милиции — это правильно". На прошлой неделе, напомним, преобразовать милицию в федеральную полицию предложил и спикер Совета федерации, лидер "Справедливой России" Сергей Миронов. "Переименовав себя, она (милиция.— "Ъ"), может быть, переродится,— заявил господин Миронов.— Функцией милиции должна остаться лишь охрана правопорядка на муниципальном уровне. Причем руководство муниципальной милиции должно избираться населением. А все, что касается борьбы с криминалом и раскрытия преступлений, должно быть передано федеральной полиции". По его словам, такого рода "ребрендинг" поможет провести действительно эволюционную реформу правоохранительной системы. Как отмечают источники "Ъ" в МВД РФ, в случае такого "ребрендинга" приказы, изданные главой ведомства, могут быть признаны утратившими силу. Таким образом, у МВД все-таки есть шанс отказаться от "палочной" системы.
"По поводу порочности "палочной" системы консенсус сложился у всех давно — и у правозащитников, и у милиционеров, и у политиков. Ни у кого разногласий нет, но дело почему-то не движется. И сейчас никто пока не убедил нас, что что-то по-настоящему может получиться. МВД нужен новый штат, новая структура, новые правила, а предпосылок для этого нет никаких",— сказал "Ъ" член Московской Хельсинкской группы. Валерий Борщев.
Александр Жеглов,
Федор Максимов,
Олег Кашин