За обеление черных пятен
Правительство так и не нашло ответа, кто такие фальсификаторы истории и стоит ли их наказывать.
Законопроект об ответственности за фальсификацию истории, внесенный в прошлом году группой единороссов, не поддержан правительством.
Таким образом, на инициативе Сергея Шойгу, предложившего наказывать за умаление роли СССР в победе над фашизмом, можно поставить крест.
Интересно, впрочем, не только это. Проект, авторами которого выступили Борис Грызлов, Павел Крашенинников, Олег Морозов и другие, был внесен 6 мая. За «искажение приговора Нюрнбергского трибунала, допущенное с целью полной или частичной реабилитации нацизма и нацистских преступников, либо объявление преступными действий стран — участников антигитлеровской коалиции, а также одобрение, отрицание преступлений нацизма против мира и безопасности человечества» предлагалось штрафовать в размере до 500 тысяч рублей или лишать свободы на срок до 5 лет.
12 мая проект был рассмотрен Советом Госдумы, который предписал до 19 мая собрать отзывы и замечания и рассмотреть проект на думском заседании 3 июня. Однако ни весной, ни осенью проект так и не рассмотрели.
В начале января в СМИ попала информация о том, что правительство дало отрицательный отзыв на проект. Между тем из думского сайта и электронной карточки регистрации законопроекта следует, что правительственный отзыв поступил 30 июля (!). Заметим: 23 августа отмечалось 70-летие пакта Молотова—Риббентропа, 31 августа была опубликована статья Путина в «Газете Выборчей» — ни слова о том, что правительство не поддерживает скандальный законопроект, не прозвучало, хотя это была бы «бомба»! К тому же в карточке регистрации указано, что заключение правительства на проект не требуется, так как он не влечет бюджетных расходов… Так был ли отзыв написан в июле — или его оформили «задним числом», решив только сейчас отказаться от одиозного проекта?
Что касается текста, подписанного вице-премьером Сергеем Собяниным (заметим, тоже единороссом), то в нем сообщается, что «вызывает сомнение наличие такого положения, как «объявление преступными действий стран — участников антигитлеровской коалиции», потому что «не ясно, на какой круг действий оно распространяется, о каком периоде идет речь и что понимается под термином «объявление», и что принятие этого положения «может повлечь нежелательные внешнеполитические последствия». Формулировку об «искажении приговора Нюрнбергского трибунала» правительство сочло «юридически некорректной», поскольку «не ясно, каким образом можно исказить приговор, вынесенный Нюрнбергским трибуналом и вступивший в законную силу». И заявило, что не поддерживает проект, который «нуждается в серьезной историко-правовой экспертизе».
О том, была ли такая экспертиза проведена, неизвестно. Но о проекте с тех пор ничего не слышно — как и о работе широко разрекламированной комиссии при президенте «по борьбе с фальсификациями истории».