Духовное воспитание в школу не спешит
У разработчиков пособий по новому предмету «духовно-нравственное воспитание» возникли разногласия. Представители конфессий считают, что светские авторы мало говорят о религии и морали, те упрекают пособия по основам религий в излишнем миссионерстве. Ответственное за учебный материал издательство «Просвещение» заявляет, что все пособия находятся на этапе верстки: в школы они должны попасть к 1 апреля.
1 апреля 2010 года в России должен стартовать эксперимент по введению в 4–5-х классах школы нового предмета – «духовно-нравственное воспитания». Но, по мнению некоторых представителей рабочей группы по введению нового школьного предмета, на написание пособий авторам дали слишком мало времени, поэтому учебники редактируются до сих пор, хотя осталось всего два месяца до старта.
В издательстве «Просвещение», которое готовит учебники по этому предмету, правда, утверждают, что пока издательство укладывается в оговоренные рамки. Как рассказал «Газете.Ru» генеральный директор «Просвещения» Александр Кондаков, учебные пособия по всем шести модулям курса «духовно-нравственное воспитание» (это основы православия, ислама, иудаизма, буддизма, а также история и культура мировых религий и основы светской этики) в настоящее время дорабатываются и находятся на этапе верстки. «Книги будут изданы в соответствии с тем графиком, который определен Минобрнауки. Мы делаем все для того, чтобы подготовить пособия к сроку. Мы планируем направить книги в школы в середине марта, с тем чтобы 1 апреля началось обучение по данному курсу», – отметил Кондаков. Автор учебника по основам иудаизма Андрей Глуцер добавил, что с прошлой недели учителям будущих модулей уже раздали вспомогательные материалы и читают курс лекций. «Да и с текстом учебников они тоже начинают знакомиться», – отметил автор пособия.
В издательстве пояснили, что основная сложность работы заключается в том, что пособия пишут не профессиональные авторы школьных учебников. Пособия для религиозных модулей курса готовят представители конфессий. А учебники для светских предметов – профессора вузов.
Источники в рабочей группе отмечают, что между светскими и клерикальными авторами слишком много разногласий, которые и тормозят работу над пособиями.
Так, первый автор курса «светской этики» отказался продолжать работу над пособием. Профессор кафедры этики МГУ Александр Разин рассказал «Газете.Ru», что ему было поставлено условие изменить один из разделов своего учебника «классические этические произведения», где профессор «на доступном уровне» объяснял этические взгляды Аристотеля, Канта и Милля. «Я работал над учебником и почти дописал его. Но мне предложили заменить раздел на «нравственные поучения в фольклоре». Примеры этики предлагали показать на совершенно элементарных вещах – сказках или поведении животных. Но это уже не основы этики, а основы нравственного воспитания», – пояснил Разин. Помимо раздела, посвященного этическим произведениям, в пособии московского профессора была главы о России, возникновении морали, а также «таких категориях, как долг, совесть, любовь». «В итоге мне сказали: уберите классические произведения этики, или мы будем искать нового автора. Я сказал, чтобы искали нового», – пояснил Разин.
После московского преподавателя за основы светской этики взялась петербургская профессура – заведующий кафедрой этики СПбГУ Вадим Перов. По его словам, работу над пособием ему передали только в декабре.
«Обратились 7–8 декабря и попросили окончательный текст предоставить уже к 15 декабря. Мы работали с соавтором, который не хочет называть сейчас своего имени», – рассказывает Перов. Подготовленный материал издателю не понравился. В «Просвещении» Перова, так же как и Разина, попросили отредактировать пособие. «Мой учебник показался им слишком космополитичным, говорили, что в нем мало написано о человеческих ценностях, что нельзя писать о том, что существует много моралей, много представлений о добре и зле», – говорит автор.
«Последней каплей», по словам Перова, стала публикация отрывков из его учебника в блоге диакона Андрея Кураева – автора учебника по основам православной культуры.
В своих постах Кураев назвал Перова «воинствующим атеистом» и раскритиковал всю концепцию пособия, оставив свои пометки под рядом абзацев.
В частности, диакон написал, что «из текста Перова следует, что, с его точки зрения, зло есть одна из норм и один из идеалов. Идеал содомский». «При этом в тексте есть ошибки, которые допустил не я, а издательство: выложены были лишь частично отредактированные отрывки», – пояснил Перов.
Завкафедрой СПбГУ считает, что учебник попал к Кураеву через издательство: предполагалось, что авторы пособий по шести модулям будут обмениваться материалами и рецензировать их. (Глава «Просвещения» подтвердил «Газете.Ru», что рукописи всех шести пособий «были переданы представителям всех рабочих групп и конфессий для кросскультурной экспертизы».) «Но лично мне, например, на рецензию ничего не дали. Хотя из-за коротких сроков мне бы пригодилось посмотреть на концепцию других учебников, наработки других авторов», – сказал Перов. В итоге автор отказался дальше продолжать работу над учебным пособием и, согласно договору, просто передал все уже подготовленные материалы издателю. «Вроде бы скоро действительно должен выйти тираж, но я уже этим не занимаюсь и отношения не имею. Мы с соавтором попросили, чтобы наши имена в пособии не упоминались», – отметил Перов.
В «Просвещении» считают, что «говорить о разрыве отношений издательства с Перовым преждевременно». «К нашему большому удивлению, комментарии к этим рабочим материалам появились в блоге одного автора, и черновые, еще не отработанные тексты будущих книг, подверглись критике со стороны авторов отдельных курсов. Это вызвало эмоциональную реакцию со стороны Вадима Перова», – описывают в издательстве сложившуюся ситуацию.
К действиям Кураева, по словам Александра Кондакова, разработчики школьного курса отнеслись негативно.
«Члены рабочей группы по подготовке пособий курса «основы религиозной культуры и светской этики», руководство Минобрнауки неоднократно обращали внимание авторов, в том числе и дьякона Андрея Кураева, на необходимость более корректного этичного поведения в данном проекте. С моей точки зрения, не только чисто по-человечески, но и учитывая действующее законодательство недопустимо выкладывание кусков чужих текстов в интернете, а тем более их нелицеприятных комментариев», – прокомментировал конфликт глава «Просвещения».
Сам диакон Андрей Кураев считает, что критика, которой он подверг учебник светской этики, не могла стать поводом уходить из проекта.
«Нормальные пишущие люди только радуются критике. Текст я не воровал, мы все меняемся своими рукописями в процессе работы. Мне не понравился атеистическо-миссионерский запал учебника, и я решил, что привлечь внимание к проблеме можно только через интернет. Это не добрые слова о системе взглядов, это единственный проект учебника, где автор позволял себе излагать свою позицию через критическое отношение к той или иной религии», – сказал он «Газете.Ru». По мнению Кураева, авторы остальных конфессиональных учебников задание выполнили практически идеально: не критиковали другие религии, превознося ту, о которой пишут, «а просто пытались объяснить, чем хороша конфессия». «Ничего нетолерантного в других учебниках нет. Любой автор был бы рад, если бы ему дали еще полгода на разработку текста, но мы отдали свои работы редакторам из «Просвещения», которые очень профессионально работают», – сказал он.
Кураев считает, что помимо нетолерантных высказываний в адрес религии учебник по светской этике получился еще и слишком сложным. Сам бы он привлек к работе над учебником не философа, а детского писателя: «Он мог бы искрометно объяснить, что плохо и что хорошо, на примере того же Тома Сойера». Впрочем, говорит диакон, если автор учебника вернется в проект, он будет только рад. «Ведь это все сильно тормозит проект, у всех уже все сдано, все готово, а тут такое. Я знаю, что «Просвещение» еще ведет с ним диалог», – сказал Кураев.
Источник в рабочей группе сказал «Газете.Ru», что учебник Перова действительно получился сложным и что редактором из «Просвещения» приходится серьезно над ним работать.
При этом участвующие в работе комиссии светские специалисты предполагают, что в итоге учебники по светским модулям получатся излишне клерикальными, при том что некоторые пособия по религии сейчас напоминают «миссионерский курс».
«Я считаю, что учебников по всем предметам духовно-нравственного воспитания впоследствии должно стать больше, чтобы был выбор. И некоторые учебники уже есть, так же как и есть люди, способные сделать альтернативные учебники. Например, учебник Алексея Муравьева по основам православной этики», – говорит координатор рабочей группы, завкафедрой философии религии и религиоведения СПбГУ Марианна Шахнович. По ее мнению, перед тем как начинать курс, необходимо уделить особое внимание подготовке учителя. «Надо смотреть, чего хотят учителя, родители. Например, учебник в том виде, который предоставил Кураев, – миссионерский курс. И как его будут читать светские учителя? Издательство сейчас проделывает огромную работу, но не думаю, что пособия по основам религий редактируются сильнее светских. Это все очень ответственная работа», – отметила Шахнович.
Автор учебника по основам иудаизма Андрей Глуцер подтвердил, что «ощутимой редактуры со стороны «Просвещения» пособие не получило». «Другие учебники, что я видел, человеку со стороны, светскому, будут вполне доступны», – отрицает претензии коллег автор. Скандал же по поводу ухода Перова и разногласия участников эксперимента, как считает Глуцер, на сроки подготовки к эксперименту не повлияет.
В Минобрнауки «Газете.Ru» сказали, что в подготовку пособий не вмешиваются и разногласия по поводу содержания предоставляют решать специалистам. «В конце мы заверим присланные нам тексты», – отметили в пресс-службе.