Куда мы катимся
Куда же мы катимся? На улице засилье маргиналов: бомжей, наркоманов, алкашей, попрошаек, воришек… На всех окнах на первых этажах (да уже и на многих вторых) решетки… Нашим детям запретили выходить на улицу после 22.00 зимой и после 23.00 летом…
Детям – это всем, моложе 18 лет! Да и самому то по улицам ходить страшно – легко могут нахамить, ограбить, избить.
Встает вопрос: кто должен отвечать за порядок на улицах нашего города? Ответ один – милиция общественной безопасности (далее - МОБ) УВД г. Иркутска, которая является частью ГУВД по Иркутской области.. Какие подразделения входят в МОБ? Управление ГИБДД, отдел охраны общественного порядка, участковые уполномоченные и подразделения по делам несовершеннолетних, управление вневедомственной охраны, ОМОН. Не будем включать в список дознание, конвоирование, лицензионно-разрешительный отдел, отдел по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. А добавим мы еще сюда внутренние войска МВД РФ. Итого – пять подразделений, которые обеспечивают охрану общественного порядка, несут патрульно-постовую службу и занимаются профилактикой преступности на улицах города. Плюс в распоряжение – личный состав внутренних войск МВД РФ.
Шесть подразделений не могут обеспечить общественный порядок? Почему? Факторов очень много.
1. Подразделения МОБ финансируются на данный момент из бюджета Иркутской области. Штатную численность утверждает губернатор. На данный момент утвержден лимит численности МОБ по ИО, равный 7591 единице. Однако, финансируется из бюджета только 5605 единиц, остальные переданы в подразделения, финансируемые из федерального бюджета. Т.е., по сути, на улицы городов области для охраны общественного порядка и общественной безопасности недовыходит 2000 человек.
2. Бюджетом 2010 года материально-технические потребности МОБ покрыты не полностью. А это значит, что не будет чиниться автотранспорт, не будет хватать бензина, не будет в должном количестве спецсредств, оружия, боеприпасов, средств связи, обмундирования, не будут надлежащим образом содержаться помещения.
3. Я никогда не видел плана расстановки сил и средств МОБ, но мне кажется, что он не эффективен. Нынче просто редкость – наткнуться на сотрудника ППС на улице, тем более, если знаешь, где он стоит на посту или какой участок патрулирует. Положения и маршруты экипажей ДПС предсказуемы и легко обходимы. Даже в моменты усиленного несения службы, например, при введении плана «Перехват», город просто не прикрыт в плане общественного порядка и безопасности. Силы ВВ МВД редко используются. Если я виду ребят из ВВ на улице – задумываюсь, а не праздник ли какой сегодня, или приехал кто-то, а – выборы же!
4. Сотрудники МОБ делают свою работу «спустя рукава». Экипажи отделов вневедомственной охраны, которые чаще остальных попадаются на улице, чаще всего на улице интересуются выходцами из Азии. Интерес понятен: при наличии недочетов в документах проверяемого можно срубить денег. Прямо на месте. Или увеличить административную практику – вон, иммигранта задержал. Это же не пьяный, валяющийся на остановке, который, конечно, «никому не мешает» и с которым очень долго возиться за галочку. Денег то у него все равно нет. И не понимают милиционеры, что доставив бедолагу китайца, у которого документы забрал какой-нибудь прораб, они не очень то помогают общественному порядку. Экипажи ДПС – тема отдельного очерка. Я всегда поражался – эти парни стоят на морозе, зорко высматривая нарушителей. Молодцы. Узнав, что самое сложное в их профессии – грамотно подобрать соотношение административной практики и взяток, чтобы, вроде, и работу делать на 5 с плюсом и семью с пузиком кормить, я был разочарован. А как же присяга, долг, обеспечение общественного порядка? Ребята, хватит прятаться по кустам – выезжайте на улицы, этим вы реально будете осуществлять профилактику преступности. ППС – последний раз я видел экипаж ППС у РОВД. И больше нигде не видел! Очень хотелось бы посмотреть статистику по деятельности ППС.
5. Недостаточно жесткие наказания за правонарушения. Почему люди спокойно распивают спиртные напитки на улице, находятся там в пьяном виде, матерятся, «отливают» за остановкой, харкают, кидают бычки, пачки из-под сигарет, бутылки? За выброшенный мимо урны мусор у нас не наказывают, за распитие и состояние опьянения можно обойтись 100 рублями, за пописать – 500. (Тех, кто по ветру пошел, я еще понимаю – реально нет общественных туалетов)
6. Безразличие и безответственность граждан. Когда вы в последний раз делали замечание правонарушителю? Я вот задумался… Редко. В трамвае пару раз сказал, чтобы не матерились, из троллейбуса пьянчугу выставил… Е-мое, да я чаще сам нарушал… Люди, задумайтесь!
7. Утратился механизм охраны общественного порядка общественными формированиями - добровольными народными дружинами. Почему? Мужчины! Я понимаю, что у всех нас дел невпроворот, и на работе и дома. Но, давайте попробуем выделять по паре часов в неделю на благое дело. Защитим от хулиганов, грабителей и нарушителей общественного спокойствия наших же детей и жен. Думаю, что на базе учебного центра УВД ИО можно организовать вечерние курсы для желающих принять участие в ДНД.
Мы уже поняли, что нас никто не защищает. Посмотрите на железные двери вокруг, на решетки. Но охранять права детей, ущемляя их свободы – это слишком. Это роспись в бессилии. Это почти проигранная война. Не надо пенять на виктимное поведение, если реально не можешь обеспечить общественный порядок. Я надеюсь, что мэр Иркутска, победу которого мы все вырвали из рук утратившей доверие власти, Виктор Иванович Кондрашов, сможет что-либо сделать в направлении улучшения криминогенной обстановки в городе и реальном обеспечении общественного порядка. Хочется верить, что влюбленные пары смогут снова спокойно ходить по чистым и ухоженным улицам города, не боясь стать объектом преступных посягательств или быть задержанными сотрудниками милиции.