Аудиторы КСП нашли нарушения в расходовании бюджета на поддержку сельского хозяйста
Нарушения в использовании бюджетных средств на поддержку сельского хозяйства выявили аудиторы Контрольно-счетной палаты. На их устранение министерству сельского хозяйства Иркутской области дан месяц.
При расчете субсидий на приобретение минеральных удобрений Минсельхоз завысил посевные площади, принадлежащие сельхозпредприятиям. Кроме того, в возмещение была принята не половина, а полная стоимость приобретенных минеральных удобрений. В итоге четырем предприятиям было необоснованно выплачено 163 тыс. рублей.
Пресс-служба ЗС со ссылкой на аудитора КСП Елену Тарасову, рассказавшую о результатах проверки на заседании комиссии по контрольной деятельности ЗС в пятницу, сообщает, что также было нарушено правило, согласно которому претендующие на госпомощь предприятия не должны сокращать посевные площади под зерновые и зернобобовые культуры и поголовье скота. Без учета этого положения выплачены субсидии восьми предприятиям на общую сумму 7 млн рублей. С нарушением бюджетного кодекса было перечислено 4,7 млн рублей организациям научного обслуживания ОПХ «Буретское» и ОПХ «Элита» – предприятиям, имеющим такой правовой статус, законодательство не предполагает субсидии на поддержку сельского хозяйства. КСП также установила, что ставки для расчета субсидий из областного и федерального бюджетов были различными. Например, при расчете субсидий на производство продукции на низкопродуктивных пашнях из федерального бюджета предполагалось финансирование по ставке 385 руб., а из областного – 36,5 руб. за гектар. В целом, отметила Елена Тарасова, нецелевого использования бюджетных средств не допущено, но есть нарушения законодательства при их расходовании – на общую сумму 20,4 млн рублей.
Заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области Кузьма Алдаров отметил, что многие нарушения носили формальный характер – были допущены ошибки в отчетности. Елена Тарасова высказала свою позицию по этому поводу: «Возможно, нужно оказывать помощь сельхозтоваропроизводителям в подготовке документов для отчетности, поскольку у них, особенно в небольших хозяйствах, нет квалифицированных специалистов в этих вопросах». Еще один вывод, который предложила сделать аудитор по итогам проверки – при оказании господдержки необходимо отдавать приоритет не растениеводству, а животноводству. Это связано с климатическими условиями в Иркутской области. Позицию аудитора поддержали председатель комитета по природопользованию, экологии и сельскому хозяйству Юрий Фалейчик и заместитель председателя комиссии по контрольной деятельности Евгений Рульков. Дискуссию вызвал вопрос на тему «кому помогать». Депутат ЗС Сергей Тен заявил, что крупные хозяйства работают более эффективно – они дают большую отдачу по производству сельхозпродуктов и предложил при расчете госпомощи делать ставку на такой критерий, как эффективность. Его коллега Анастасия Егорова отметила, что это спорный вопрос, поскольку поддержка крупных хозяйств не стимулирует развитие конкуренции. Председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Татьяна Семейкина привела соответствующий пример: яйцо, производимое хозяйствами, получающими помощь из регионального бюджета, в Иркутской области стоит дороже, чем в той же Республике Бурятия. «Если не поддерживать малый и средний бизнес на селе, крупные монополисты будут завышать цены», – заявила она. Кузьма Алдаров, объясняя приведенный Татьяной Семейкиной ценовой парадокс, сказал: «По информации СХАО «Белореченское», в Иркутской области продается яйцо более высокого качества – свежестью от 1 до 5 дней, в Республику Бурятия поставляется продукция не таких высоких характеристик». По итогам заседания комиссия по контрольной деятельности приняла решение через месяц повторно рассмотреть вопрос об эффективности использования бюджетных средств, выделенных на развитие сельского хозяйства. К этому времени должны быть устранены основные нарушения и в бюджет возвращены деньги, потраченные с нарушением закона.