В школах открываются базары
Родители станут платить меньше, как только учебные заведения начнут зарабатывать на их детях, считает министр образования.
Опасения родителей по поводу перехода на платное образование после принятия закона о бюджетных учреждениях решил развеять сам министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Как только школам официально разрешат зарабатывать на оказании коммерческих услуг, их бюджетное финансирование возрастет, а поборы с родителей уменьшатся, считает глава Минобрнауки.
На самом деле ничего нового в законе нет, заверил министр. Закон лишь возвращает образовательным учреждениям самостоятельность, которую те имели до принятия Бюджетного кодекса, да фиксирует то, что у нас уже есть: госзадание для школы — это нормативно-подушевое финансирование, а для вузов — контрольные цифры приема на бюджетные места. Только и всего.
По словам Фурсенко, насильственного перевода школ и детских садов с гарантированной сметы на госзаказ не будет. Министр не отрицает, что по закону выбор формы дальнейшего существования учебного заведения закреплен за учредителем — муниципалитетом, регионом, а в случае вузов — федеральными министерствами. Но каждое учебное заведение сможет само определить форму своего дальнейшего существования. "Мы будем рекомендовать органам управления образования учитывать мнение образовательных учреждений. Это наша трактовка закона", — заявил он "МК". Правда, пожелавшим остаться под ответственностью учредителя придется "жестко выполнять закон", предупредил Фурсенко: не претендовать на внебюджетные родительские деньги в конверте, а все заработанное — сдавать в бюджет. Кроме того, отказавшихся перейти в новую бюджетную форму будут считать чуть ли не "приверженцами серой схемы", дал понять он. А потому найдется мало учебных заведений, которые захотят перейти в эту форму с невозможностью перераспределения фондов и сохранения сэкономленных средств на будущий год, подытожил он пассаж о рекомендациях.
С не меньшим успехом глава Минобрнауки развеял второй страх — частичное превращение школы в платную. На самом деле после легализации коммерческой деятельности школы родительские платы не только не возрастут, но будут меньше, чем сейчас, пообещал он: "Руководство школы начнет отчитываться по государственному заданию и знакомить с финансовыми планами и отчетами родителей. А значит, обосновывать, на что собираются родительские деньги, ведь человека нельзя официально заставить заплатить за то, за что уже заплатило государство". В итоге, разъяснил Андрей Фурсенко "МК", родители оплатят лишь то, что идет сверх стандарта, к примеру, второй иностранный язык или дополнительные (помимо трех обязательных) уроки физкультуры. Так что ни о каких платных уроках речи не идет. Не исчезнут даже бесплатные школьные кружки, ведь учредитель может предусмотреть их существование и дальше, только сделает это на законном основании. Например, за счет экономии на коммунальных услугах. Школа в этом заинтересована, ведь тогда у нее будет больше учеников, а значит, больше средств, считает министр.
Третий миф — об уменьшении бюджетного финансирования образования после принятия закона — министр развеял с помощью сведений о притоке госсредств в 2000—2009 годах. По его оценке, за это время они выросли чуть ли не втрое. А это ли не гарантия от массовых банкротств школ и вузов?! "Банкротство исключено, и это прямо закреплено в законе, — заверил он. — Кроме того, прохождение всех средств контролирует казначейство. И в случае появления опасности оно тут же проинформирует учредителя".