Самобытность бурятской культуры
Планируется представлять в новом иркутском музее.
Известный иркутский фотомастер, автор нескольких фотоальбомов, посвященных жизни Усть-Ордынского Бурятского округа, Валерий Орсоев выступил в непривычной (как сам признается) роли… президента. Государство, где он будет править, называется: некоммерческая организация «Общественный фонд музея бурятской культуры Иркутской области».
– Разъясните, что это за «Общественный фонд музея», каково его предназначение?
– Предназначение одно – организовать в Иркутске музей бурятской культуры. Точнее, попытаться это сделать. Понятно, что дело это непростое и не такое быстрое. Я только три месяца учредительные документы выхаживал, а тут поднять на ноги целый музей. Потребуются, может быть, годы.
– Но в поселке Усть-Ордынский уже есть музей, зачем его дублировать?
– Во-первых, это окружной музей, а мы хотим создать областного масштаба. Не каждому же сподручно ехать в Усть-Ордынский, чтобы ознакомиться с историей нашего народа. Особенно тем, кто приезжает в Иркутск погостить. А тут будет удобно, все под боком. Во-вторых, мы ни в коем случае не собираемся противопоставлять себя окружному музею. У него своя специфика, у нас своя. Он своеобразная летопись времени, во многом советского, а мы хотим сконцентрироваться именно на самобытной бурятской культуре.
– Этим же, если не ошибаюсь, занимается и бурятский культурный центр. И даже, как мне помнится, не один.
– Действительно, в Иркутске целых три подобных центра. Не хочу умалять их значение, но они, как мне кажется, обслуживают в основном крупные праздники: Ердынские игры, Сагаалган и Алтаргану. С моей точки зрения, их усилий недостаточно для полноценного развития и пропаганды бурятской культуры. Праздники ведь кончаются, а жизнь-то продолжается, и ее нельзя оставлять без внимания. Мы как раз в своем уставе и записали: именно постоянная, каждодневная пропаганда бурятской культуры.
– Кто подал эту идею создания музея?
– Да идея давно уже витала в воздухе. А тут как-то собралось нас несколько человек: замечательный бурятский сказитель Ким Андриянович Макаров, заместитель министра сельского хозяйства Кузьма Романович Алдаров, преподаватель Байкальского университета экономики и права Людмила Даниловна Хамаганова. И решили перейти от разговоров к делу – зарегистрировать наше содружество официальным порядком. В президенты вообще-то прочили Людмилу Даниловну, человека сведущего в юридических тонкостях, но она загружена сверх меры. Предложили Киму Андрияновичу, он, несмотря на преклонные годы, полон энергии, можно сказать, мотор всего нашего начинания. Но взваливать на себя такую ношу в 75 лет, конечно, тяжеловато. Перебирали, перебирали кандидатуры, и, в конце концов, выбор пал на меня.
– С чего собираетесь начать?
– Главное, конечно, помещение. А с ним пока неясно. Лучший вариант – разместить музей в историческом 130-м квартале, к строительству которого сейчас как раз приступили. Он очень гармонично туда бы вписался. Мы уже подготовили письмо на имя губернатора, чтобы рассмотрели такую возможность.
– Музей – проект затратный. Кого вы определили в главные финансисты, областной бюджет?
– Вся надежда на спонсоров. Мы уже обсуждали эту идею с некоторыми предпринимателями и в Иркутске, и в округе. Убедились: желание создать музей есть у многих. Как это будет выглядеть на практике, сейчас трудно сказать. Важно, чтобы люди не остыли к этой затее.
– А найдутся ли экспонаты, артефакты давно минувших дней, ведь многое сгинуло без следа?
– Хочу бросить клич, чтобы и в округе, и в Иркутске, и в Улан-Удэ люди раскрыли свои сундуки и подарили музею старинные вещи. Меня, например, удивляет, почему исчезли летние юрты. Когда я приезжал на каникулы к бабушке, там всегда стояла во дворе летняя юрта. О ней у меня сохранились самые замечательные воспоминания. Посредине очаг, дым уходит через отверстие в потолке, ласточки гнездятся под крышей… Такая юрта лучше всякой дачи. В ней всегда прохладно даже в самую сильную жару.
– Каким вообще вам видится будущий музей?
– Как бы в двух ипостасях. С одной стороны – хорошо подобранная экспозиция, представляющая традиционный бурятский быт, ремесла, обряды, верования. Вторая ипостась – издание всевозможной печатной продукции. Книги, буклеты, календари, альбомы… Тот же Ким Андриянович собрал порядка 200 песен, исполняемых в ехаре. Я даже не предполагал, что их так много. Обычно исполняют три-пять, а они, оказывается, в каждом районе разные, со своими особенностями исполнения, характерами текстов. Одни шутливые, другие насмешливые, с подковыркой. Обязательно нужно издать сборник этих песен. Это же богатейшее культурное наследие, в нем кроется сама душа народа.