Ценностный ряд
Кремль перестал контролировать происходящее, убежденно сказала мне коллега-журналист. Она посмотрела свежим глазом «Евроньюс» с картиной заезжего ОМОНА, метелившего несчастных шахтеров...
Коллега, должно быть, исходила из того, что у Кремля есть ценности, реализации которых категорически не соответствует узбекоподобный пейзаж расправы с обнищавшим народом.
Ну да; многократно артикулированные Кремлем ценности давно лежат во прахе, но что-то не видно печали по этому поводу на высочайшем федеральном челе…
Классический парадокс, азбука социологии! Человека просят расставить в порядке важности свои жизненные приоритеты. Ну, человек, не будь дурак, собирается с мыслями и пишет в назидание юношеству про семью и работу, про нравственные ориентиры…
А для него, лопуха, уже разбросаны по анкете, в замаскированном виде, вопросы-ловушки. И выясняется: в гробу он видал и семью, и работу, клал с прибором на нравственные ориентиры и завтра же пойдет дуть пиво и болеть за «Спартак» вместо того, чтобы поговорить разок по-человечески с родной дочкой.
…Россия, встающая с колен, удвоение ВВП, укрепление закона, дюжина прекраснейших нацпроектов? Что там еще, в ответах на анкету? Свобода лучше, чем несвобода?
Отлично. Молодец, Дима, садись, пять. Теперь дождаться переменки и – по пивку! И под то пивко – поржать над старой европейской училкой, воспринимающей всерьез всю эту ритуальную словесную шелуху. Ибо есть «анкета», где приличествует писать благородные вещи, а есть – подлинный интерес!
И приоритет закона – это, конечно, замечательно, но выпустить на волю Ходорковского – реально опасно, так что пускай сидит, и лучше в одиночке или карцере, в назидание остальным приподнявшимся с колен.
Истинные приоритеты – в ежедневной практике.
Помню, 30 млн долларов в год на «положительный имидж России» нашлись легко и с удовольствием, потому что на самом деле эти тридцать миллионов были выделены на имидж Администрации, и все это понимали. Найти в тот год в бюджете те же средства на содержание детской онкологической больницы — не удалось…
Дети – они, конечно, цветы жизни и всякое такое, но денег жалко. Да и не распилишь их особо, в онкоцентре-то… То ли дело пиар.
Бывало, прочтешь такое, да схватишься за бедовую голову, да возопишь: идиоты! Ничего не идиоты. Свой реальный ценностный ряд блюдут строго – и тут уж без дураков.
Они, например, успели только что отследить и обезвредить в социальной сети группу, занятую обсуждением трагедии Междуреченска. Еще бы! Кристаллизация социального протеста, самоорганизация общества – это действительно опасно для корпорации. И группу немедленно растирают в мелкую пыль силами ФСБ. И пусть еще участники группы скажут спасибо, если с ними не случится ничего не-виртуального… Бывало, и случалось, с оппозицией-то.
То ли дело фашисты. Разветвленную группу идеологизированных убийц, много лет уже обитавшую в Москве с набитыми арсеналами, ФСБ до маркеловского убийства просто не замечала: «до того ли, братец, было?..»
Не то чтобы российская администрация симпатизирует фашистам – нет, просто это ей по барабану, ибо не грозит потерей власти, а в некотором смысле даже ее укрепляет (в виде пугала-альтернативы).
Поэтому фашисты – это пускай.
А вот бабушка Алексеева со значком про 31 статью Конституции – это ни-ни! Потому что российский народ, вспомнивший про свободу митингов и собраний, может в одночасье прекратить затянувшийся питерский корпоратив. Поэтому именно в сторону Триумфальной площади завозят и ОМОН, и прослушки, и грязь тоннами.
Приоритет, знаете ли.
«По плодам их узнаете их», как было сказано за некоторое время до появления Путина и Ко.