Ловля блох
«Ловлей блох» назвал министр спорта Виталий Мутко отчет Счетной палаты по итогам проверки расходования средств на подготовку российских спортсменов к Олимпиаде в Ванкувере и на само участие в Играх.
Отчет живописный. Там и про полторы тысячи долларов за ночь, которые стоил номер Мутко при установленном максимуме для бюджетников в 130 долларов; там и 97 ваучеров на завтраки в отеле, то есть по пять завтраков в сутки; про цены на билеты, которые продавались нашим болельщикам фирмами-посредниками за 11 номиналов; про черт знает кого, поехавшего в составе олимпийской делегации, при том что многие тренеры не смогли поехать со своими учениками; про странные схемы закупки инвентаря для сборной — и так 70 страниц увлекательнейшего романа. Говорили, что итогом этого всего станет отставка Мутко и что сенаторы ну прямо-таки готовы Виталия Леонтьевича растерзать.
А знаете, я вот с Мутко согласен. Это и есть ловля блох. Мутко — человек искренний и непосредственный. Что говорит, то и думает. Он действительно не видит ничего необычного и незаконного в том, что, по мнению Счетной палаты да и нас с вами, может показаться явным криминалом. Мутко всегда жил, живет и будет жить в определенной системе ценностей и координат. И в этой системе только идиот будет селиться в номер за 130 долларов в сутки. Вот вы представьте себе на секундочку хоть одного министра — да что там министра, всякого хоть чуть-чуть важного чиновника! — который поселился бы в такой «дыре». Который, имея возможность жить на халяву за полторы «штуки» в день, выберет себе что-то в соответствии с «партмаксимумом». Ну да, 97 завтраков на одного Мутко — это забавно, он же не Змей Горыныч о трех головах — но зачем отказываться, если дают?
Они всегда так живут, они всегда ездят такими кагалами с женами, подругами, постельничими и племянниками, продают билеты через фирмы своих друзей за десять номиналов, и конкурсы всегда выигрывают их товарищи, чтобы поставлять инвентарь и предоставлять услуги по той цене, которую только может позволить их наглость и фантазия. Для этого вовсе не нужна никакая проверка. То есть для того, чтобы получить конкретные цифры, она необходима, но никаких Америк нам не открылось.
Все, кто был в Ванкувере, а до того в Пекине, а до того в Турине, а до того… короче, везде было одно и то же. «Русский дом», какие-то непонятные артисты, звезды и б…ди, шампанское и икра, танцы-шманцы. Олимпиада — не более чем повод красиво отдохнуть за казенный счет, спортсмены — как бесплатное приложение к тусовке. Главный итог Игр, главный их смысл — в «освоении и распиле». Поэтому для нас нет неудачных и провальных Олимпиад — они все успешные. Все сыты и довольны, богаты и здоровы. Поэтому, когда Мутко говорит про «блох», он искренне не понимает, с чего это вдруг? Почему именно ему и его команде ставят в упрек то, чем занимались до него, и то, чем занимаются все вокруг. Все эти экономические форумы, конференции, круглые столы, фестивали — всё функционирует по аналогичным схемам. И никакие министры, депутаты и бюрократы не отказывают себе в этих «радостях». Иначе они просто не были бы министрами, депутатами и бюрократами.
И конечно, никто в отставку Мутко не отправил. Потому что не было в нашей истории такого случая, чтобы кого-то за это уволили. Хоть ты не 70, а 170 страниц опубликуй. Хоть 700! Не имеет значения. Мутко могут отправить в отставку, только если на его место понадобится поставить другого человека, если в результате интриг и хитрых комбинаций противники Виталия Леонтьевича окажутся ловчее него в высших кабинетах или если сам он в этих кабинетах поведет себя как-то не так. А пущенные на ветер деньги, позорный спортивный итог — всё это «прилагательное». «Существительным» является совершенно другое.