Запретное искусство несладко
Представители Церкви утверждают, что не настаивают на том, чтобы организаторы выставки "Запретное искусство" лишались свободы, однако хотят, чтобы их действиям была дана "однозначная правовая оценка". Тем временем в Интернете продолжается сбор подписей в защиту организаторов.
Двенадцатого июля экс-директор Общественного центра им. А.Сахарова Юрий Самодуров снова сядет на скамью подсудимых – на сей раз за (формулировка обвинения) оскорбление чувств верующих выставкой "Запретное искусство-2006". Первый судебный процесс по сходным обстоятельствам закончился для Самодурова более или менее удачно: ему присудили крупный штраф за организацию экспозиции "Осторожно, религия!". На сей раз, прокуроры настроены сурово и требуют для Самодурова и его "подельника", бывшего завотделом новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева реальных сроков заключения – каждому по три года лишения свободы. Ерофеев и Самодуров усматривают во всей этой истории политический заказ, давление властей и церкви.
В Московском патриархате между тем не настаивают на лишении свободы фигурантов дела о возбуждении религиозной вражды и ненависти. "Ни о каком снисхождении к их действию не может быть и речи. Мне этих людей по-человечески жалко. Я не думаю, что их нужно лишать свободы, но дать однозначную правовую оценку их поступку необходимо", - заявил "Интерфаксу-Религия" глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. Как отмечает священник, "эти господа пытаются настаивать на том, чтобы в обществе в качестве обязательного и безальтернативного утверждалось мировоззрение, которое единственной ценностью объявляет человека". По его словам, они "всегда избегали того, чтобы высмеивать жертв репрессий, отдельных личностей или память умерших". "Кажется, они соглашаются с тем, что эти ценности унижать нельзя", - отмечает отец Всеволод. Он напоминает, что верующие много раз со времени выставки "Осторожно: религия!" говорили им "о недопустимости осквернения символов, которые для верующих людей дороже всего - дороже самой жизни". "Так что организаторы выставки "Запретное искусство" знали, на что идут", - подчеркнул Чаплин. В связи с этим он отметил, что организаторы выставки до сих пор отказываются признать свое действие "неправильным и недопустимым в будущем". "На самом деле они пытаются утвердить свое мировоззрение - одно из многих существующих в мире - как единственное и общеобязательное. Поэтому они-то как раз являются яркими примерами тоталитаризма и нетерпимости", - уверен священник.
Накануне на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфаксе" Ерофеев назвал судебный процесс над устроителями экспозиции политически мотивированным. "Это политически сфабрикованное дело, которое не имеет ничего общего с демократическим правосудием", - заявил он. По его словам, у организаторов выставки не было цели оскорбить чувства верующих. "Обвиняют устроителей выставки "Запретное искусство" в том, что были оскорблены чувства верующих, и эта диспозиция абсолютно ложная", - сказал Ерофеев.
Со своей стороны, Самодуров заявил, что выставка подняла важный вопрос: "Нужно было отстоять право показывать те работы, которые сами кураторы считают настоящими, независимо от любых внешних оценок". "Объективно для религиозного сознания такой художественный язык - это кощунственно и оскорбительно. Но в каком смысле: для мусульман оскорбительно, что у бога есть сын, для атеистов, что есть бог", - отметил он. "Этот конфликт, в который мы попали, имеет более глубокую и сложную природу. Судья находится под очень большим государственным и церковным давлением", - утверждал Самодуров. "Суть конфликта сглаживается. Этого суда не было бы, но все последние годы у нас происходит полудобровольное принуждение к православию как индикатору патриотизма. Главная политическая функция православной церкви - легитимация существующей власти. Люди привыкают, что церковь должна быть везде",- отметил он. "Язык современного искусства, который принципиально основан на совмещении в одном пространстве того, что существует в разных (пространствах), с точки зрения церкви, является кощунством. Конфликт религиозного и светского - в культуре это должно быть разведено. Людей, которые ходят на суд, раньше не интересовало то, что происходит в музеях",- добавил Самодуров. По его словам, приговор суда не поставит точку в конфликте: "Никакой приговор не устроит массу людей". "Я никогда не был борцом с религией. Религиозное и нерелигиозное сознания вечны, они дополняют друг друга. Задача суда сделать так, чтобы между носителями религиозного и нерелигиозного меньше искрило",- сказал он.
"Если Ерофеев будет осужден, это сделает невозможным проведение в нашей стране биеннале, к нам никто не приедет", - отметил Самодуров. Художник Дмитрий Врубель согласился с мнением, что в судебном разбирательстве есть идеологическая подоплека. "На мой взгляд, происходящее - идеологический или эстетический спор. И есть одна эстетическая позиция, есть другая эстетическая позиция, так же, как есть одна идеологическая (позиция), и есть другая", - сказал Врубель. Участвовавший в пресс-конференции драматург Марк Розовский с иронией заметил, что наказание, которое требует гособвинение, слишком гуманное. "Три года - это мало. Нужно от восьми до 15 лет, а лучше расстрелять, повесить. Самодурова на костер, Ерофеева распять. Это по-нашему, по-христиански", - сказал Розовский.
Согласно обвинительному заключению, Самодуров и Ерофеев организовали выставку "Запретное искусство-2006" 7-31 марта 2007 г. в общественном центре им. Сахарова, "где демонстрировались произведения, содержащие унизительные и оскорбительные изображения в отношении христианской религии и верующих". Экспонаты выставки "Запретное искусство-2006", организованной искусствоведом Андреем Ерофеевым, представляли собой, в частности, изображения Микки Мауса и Ленина, порнографические картинки, матерные выражения на фоне распятия и других христианских символов, увидеть которые можно через дырки в простыне. В пресс-службе прокуратуры Москвы сообщили, что Самодуров уже привлекался к уголовной ответственности за совершение аналогичного преступления и был приговорен Таганским районным судом Москвы в 2005 г. по пункту "б" части 2 статьи 282 УК РФ к штрафу в 100 тыс. рублей. Сейчас эта судимость погашена. Тогда на выставке "Осторожно, религия!" Самодуров представил на всеобщее обозрение, в частности, иконописного Христа с банкой кока-колы, возглашающего: "Сие есть кровь моя". Экспозиция была разгромлена группой религиозных фанатиков. Негативное отношение к уголовному преследованию Самодурова и Ерофеева высказали ранее российские и международные правозащитники. "Международная амнистия" призывает российские власти уважать право на свободное выражение мнений и прекратить уголовное преследование Ю.Самодурова и А.Ерофеева", - говорилось, в частности, в сообщении правозащитной организации.
В свою очередь уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин высказывал мнение, что вопрос художественного содержания выставки "Запретное искусство" должен решаться в обществе, а не в суде. В конце июня ветераны российского правозащитного движения попросили помощи у верховного комиссара ООН по правам человека Наванетем Пиллай в связи с судебным процессом над организаторов выставки "Запретное искусство-2006". Обращение подписали известные правозащитники: Людмила Алексеева, Елена Боннэр, Владимир Буковский, Сергей Ковалев, Павел Литвинов и Арсений Рогинский. "Приговор на процессе должен быть вынесен в ближайшие дни. Самое время остановить карающую руку квазиправосудия. Помогите нам в этом. Невозможно мириться с доморощенной инквизицией", - говорилось в обращении гражданских активистов. Развернулась кампания в поддержку организаторов выставки и в Интернете, где начался сбор подписей в защиту Ерофеева и Самодурова. В настоящий момент под документом стоит более 60 подписей, а кампания в поддержку продолжается в "Живом журнале", где от пользователю к пользователю передается призыв разместить у себя в блоге информацию о данном деле и поставить подпись под петицией.
Люди должны иметь свободу слова, а, значит, - и право публично критиковать религию, считает 58% россиян, опрошенных 2-5 июля социологами "Левада-Центра". При этом 21% считает, что "власти должны иметь право штрафовать или заключать под стражу людей, которые публично критикуют религию, потому что такая критика может подорвать репутацию церкви". По данным исследования, 40% россиян против публикации художественных произведений и организации выставок, вызывающих неоднозначную реакцию и протесты части общественности. 24% затруднились ответить на вопрос.