В Мордовии чуть не сгорели заключенные
18 тюремных колоний в 450 км к юго-востоку от Москвы чуть было не попали в огненную ловушку. В колониях созданного в 1931 году "Темлага" сегодня содержатся 20 тысяч заключенных - треть от общего числа отбывающих заключение во французских тюрьмах. На прошлой неделе огонь подошел критически близко к шести колониям в населенных пунктах Леплей, Сосновка и Ударный.
"Я очень волнуюсь. Сначала нам сказали, что заключенные могут сгореть заживо, а сейчас уверяют, что могут их вывезти за пять часов", - говорит мать одного из заключенных. Региональная тюремная администрация утверждает, что огонь не подбирался к колониям ближе, чем на 2 км, и отказывается от встреч с иностранными журналистами. "Мы работаем только с мордовскими СМИ, так как то, что они пишут, не выходит отсюда", - приводит издание слова представителя УФСИН. "Если мы скажем вам что-нибудь, нас посадят на 15 суток", - говорит пожарный, подчиняющийся тюремной администрации. Сторонятся журналистов и спасатели из МЧС. Один из них при условии анонимности рассказал: "В Сосновке огонь был в 150 метрах от колонии номер 7. Пригнали фургоны, чтобы вывозить ребят, но если бы огонь добрался до ограждения, они бы не успели".
"Поражает нехватка людей и технических средств", - продолжает издание, со слов очевидцев рассказывая, что для тушения пожара "задействовали всех охранников: дали им лопаты и пилы и отправили копать рвы и валить деревья"; одного даже задавило падающее дерево. "Не понимаю, как дошло до таких крайностей, - признает глава администрации одной из двух сгоревших деревень Петр Ромаик. - У нас горело 26 июля. С тех пор прошло несколько недель, но никаких мер для защиты колоний принято не было".
Местная оппозиция заявляет, что тюремная администрация сама загнала себя в ловушку, когда в 2006 году без видимой причины разобрала участок железной дороги вдоль колоний, исключив возможность массовой эвакуации заключенных. "Как и железная дорога, весь этот район пребывает в запустении. "Все здесь из поколения в поколение служат в охране, и все - алкоголики, - рассказывает бывший надзиратель Андрей. - Поэтому никто и не говорит. Что вы хотите, чтобы они вам рассказали? Пожары - это ерунда. Здесь каждый день - трагедия. Эта система сжигает как заключенных, так и надзирателей".