О будущем Сибири
Тема будущего Сибири - это исключительно важная тема. Неудачи очень многих политических движений, национальных проектов и инициатив были связаны исключительно с тем, что они не смогли представить четкий, ясный, привлекательный образ будущего, который давал бы надежду и придавал бы силы. Если этого нет, то вскоре вступает в свои права разочарование, уничтожающее все до основания.
Неудачи русских националистов, которые сейчас обвиняют нас чуть ли не в "сепаратизме", связаны именно с тем, что они не смогли представить своего образа будущего, достаточно четкого, ясного и привлекательного. У одной группировки это было нечто размытое, сусально-позолоченное, полностью оторванное от реальности, а в другой идеалом было добровольное одичание и возвращение во времена самого первобытного язычества. Никаких надежд, им адресованных, они не оправдали. Это входит в число главных и решающих причин, почему мы не хотим быть вместе с ними. С людьми, которые не знают, куда идти, никуда не придешь.
Сибирякам нельзя повторять этой же ошибки. Ни в коем случае, ни при каких условиях, потому что это будет крах и гибель. Нам нельзя смотреть только и исключительно в прошлое. Прошлое, с точки зрения политики, мертво. Нам нельзя также предаваться маниловским мечтам и фантазиям о "небесных градах". Наше будущее должно быть сугубо конкретным, продуманным и рассчитанным, максимально приближенным к инженерному проекту.
Вот почему нам нужно работать над своим будущим. Чем яснее и лучше оно проработано, тем проще и легче его реализовать. Четко представить себе образы сибирского будущего - это значит, более чем наполовину его создать. Оставшаяся часть работы представляет собой дело упорства и настойчивости, трудолюбия, и, к счастью, с этими качествами у сибиряков все в порядке.
В этих записках я предлагаю свое личное понимание будущего Сибири, каким оно должно быть, чтобы Сибирь была могущественной, богатой и процветающей. Говорить о консенсусе в этом вопросе еще очень рано, потому я настоятельно подчеркиваю личный характер этих записок.
Создавать или ждать?
Первым делом поставим ребром вопрос о том, что нам делать с нашим будущим: создавать его или ждать его наступления?
Широко распространено представление о будущем, как о некотором продолжении существующих сегодня тенденций. Оно есть и на обыденном уровне, и на научном (где называется экстраполяцией). Оно существует в десятках разновидностей, и сторонники этого взгляда есть и среди наших активистов.
Лично я убежденный сторонник другого направления - созидательского, и тому есть несколько аргументов. Во-первых, эстраполяции часто ошибались, поскольку никакая экстраполяция не может учесть каких-то коренных сдвигов. Хрестоматийный пример: прогноз о том, что Лондон к такому-то году будет погребен под горами навоза. Однако, экстраполяция не учла появления автомобиля и выхода лошадей из широкого употребления.
Во-вторых, коренные сдвиги можно планировать и осуществлять, добиваясь резкого изменения всех тенденций. Мне весьма нравится сталинский опыт индустриализации, где это проявилось очень ярко. Кому не нравится сталинский пример, то можно привести и другие примеры того, как страны выскакивали из бедности и нищеты. Южная Корея, послевоенная Япония, или Сингапур, который в момент обретения независимости стоял на грани экономической катастрофы.
Весь мировой опыт, как на уровне стран, так и на уровне отраслей хозяйства, и даже отдельных инноваций, показывает, что основные лавры достаются тем, кто планирует и осуществляет коренные сдвиги, ломает ими казалось бы прочно устоявшиеся тенденции. Те же, кто сидит и ждет, уповая на экстраполяции, очень часто остаются в дураках.
В-третьих, имеющиеся тенденции не могут дать Сибири ничего хорошего, ибо тенденции эти следующие: усиление и углубление эксплуатации природных ресурсов, закрепление колониальной структуры хозяйства, мощный отток населения и падение уровня жизни оставшихся, усиление экологического загрязнения. Собственно, чего мы можем ждать от этих тенденций?
Со всей очевидностью, перед нами стоит задача ломать эти "устоявшиеся тенденции" в корне и создавать свои, новые и позитивные. Эту задачу можно решить только если сразу настроиться на то, чтобы будущее создавать.
Долой сырьевой плен!
Почти все, что сейчас говорится на тему будущего Сибири, связано с сырьем и его добычей. Колонизаторы всегда строят планы, что они выгребут и продадут еще больше сырья, чем раньше.
Однако, распространения этого взгляда куда шире, и охватывает не только законченных колонизаторов. Судя по публикациям, абсолютное большинство сибирских же ученых рассматривает только сырьевые перспективы (ну, иногда, в сочетании с транспортными). Несколько лет назад я эту теорию назвал "транспортно-сырьевой" или "добыть и вывезти".
Нам с этими людьми не по дороге. Мы должны занять прямо противоложную точку зрения, и считать, что ресурсов у нас почти нет, что они в значительной степени исчерпаны и нам нужно учиться вести свое хозяйство рациональным и рачительным образом. Мы должны научиться хозяйствовать так, как будто сырья у нас нет совсем. Только так можно разрушить тот сырьевой плен, который охватил умы широких ученых масс в Сибири.
По сути, это чистая правда. Имеющиеся месторождения сильно истощены хищнической эксплуатацией. Перспективные месторождения, которые весьма большие и богатые, находятся так далеко, так глубоко, что в настоящий момент их все равно, что нет. Какой смысл кичиться 2 трлн. тонн угля Тунгусского бассейна, если мы сейчас реально можем взять из него лишь щепотку - 8-10 тысяч тонн в год, да и то не можем полноценно использовать?
Работать должна машина
Я прекрасно понимаю, что среди сибиряков есть определенная неприязнь к индустрии, которая рисуется в виде коптящих труб, грязи, тяжелого труда, болезней. Нынешняя индустрия в Сибири именно такова. Это продукт колониальных отношений, когда основной целью создания предприятия стоит выкачать продукт, а дальше - хоть трава не расти (часто в буквальном смысле).
Но с другой стороны, любой разумный человек понимает, насколько сильно современная жизнь зависит от индустрии. Мы теепрь и шагу не можем ступить без индустрии, и отказ от нее - это добровольное одичание.
Длительное время между сибирской неприязнью к промышленности и выраженной любовью к природе, и потребностями современной жизни было непредолимое противоречие. Этим часто пользовались колонизаторы. Вспомнить хотя бы частые обвинения противников крупных плотин в том, что мы, якобы, призываем "вернуться к лучине".
Я постараюсь это противоречие решить. Поскольку это жесткая сама по себе идея, и многие ее могут не принимать по самым разным причинам, я не настаиваю на ее принятии, но прошу хотя бы принимать во внимание существование такой точки зрения.
Итак, я считаю, что промышленность, полностью соответствующая сибирскому менталитету, сегодня возможна. Это реальность, это возможно чисто технически. Что это такое?
1. Промышленность создается для человека, а не наоборот. Мы не желаем быть индустриальными рабами, и потому отвергаем все прежние способы развития промышленности. Наш путь - роботизация полная и всеобъемлющая.
С роботами мы освободим сибиряков от индустриального рабства и продлим их жизнь на десятки лет. У печей, в шахтах, на производстве должны быть машины, а не люди.
2. Нам часто говорят, что нас мало, а вот в Китае, мол, больше миллиарда человек, с той целью, чтобы мы опустили руки. Но нет, и тут у нас есть что сказать. Наши инженеры создадут армии роботов. Пусть в Китае будет миллиард человек. А у нас будет миллиард роботов. Кто тогда будет сильнее?
3. Всю промышленность мы загоним под землю. Поскольку роботам не нужен свет (они могут работать в инфракрасном диапазоне), не нужен чистый воздух, они устойчивы к повышенным температурам, то вот пусть они и работают под землей, в туннелях и бункерах, где и будет оставаться вся грязь от производства (пока не научились совсем без нее обходиться). А мы будем жить в чистых городах и поселках, отдыхать в чистой природе.
4. Мы также создадим мощную автоматизированную систему управления этими армиями роботов и этими подземными автоматизированными заводами, а также научим роботов создавать других роботов и ремонтировать вышедших из строя.
Вот такая идея. Человек ценен своим разумом и творческими способностями, а работать должна машина.
Чтобы все это создать, мы должны быть умными, очень умными. Образование, наука, развитие знаний, технологий, умений - все это должно стать важнейшим занятием для сибиряков. Мы должны в кратчайшие сроки освоить все то лучшее, что создано человечеством и всесторонне это использовать.
Процветание, чистая окружающая среда, простор, красоты природы и памятников древности, широчайшие возможности для образования и творчества, крепкое здоровье и долголетие - вот та Сибирь, которая нам нужна, и которую мы хотим создать.