Борис Немцов: Активность гражданского общества в 2011 году будет нарастать
Известный российский политик Борис Немцов ждет в 2011 году роста активности гражданского общества. Со своей стороны оппозиционер обещает помочь людям сделать свой выбор.
Известный еще с 1990-х годов российский политик Борис Немцов считает, что не столь важно, какие именно причины заставляют общественное мнение меняться, как важен сам факт повышения активности граждан. В интервью Deutsche Welle сопредседатель "Партии народной свободы", член федерального бюро движения "Солидарность" оценил с этих позиций уходящий 2010 год и дал прогноз на грядущий выборный 2011 год.
- Какое событие уходящего 2010 года вы считаете главным?
- Трудно выделить одно событие. 2010 год - это год начала протестной активности в России. Митинги в Калининграде в январе, а затем в августе, когда губернатора Бооса сняли с работы. Митинги в Абакане, против строительства кремниево-хлорного завода. Множество других акций. Митинги прокатились по всей стране, причем тематика выступлений была разной, но практически все митинги стали включать политические требования.
Я бы особо выделил динамичное развитие "Стратегии 31". Это движение, к моему удивлению, стало не только общероссийским, но и международным. Кроме того, 2010 год, как мне кажется, - это год окончания некой фазы развития "путинизма". Очевидно, что сформировалось мафиозное коррупционное государство во главе с Путиным и очевидно, что никакой модернизации, никаких инноваций в таком государстве быть не может. Еще один важный момент - это начало взаимодействия различных оппозиционных сил, а также гражданских активистов, которые к политике отношения не имеют.
Речь идет, например, о движении в защиту Химкинского леса. 2010 год также стал годом объединения оппозиции, кульминацией которого явилось создание коалиции "За Россию без произвола и коррупции". Особенно я рад тому, что впервые за 20 лет нам удалось договориться о порядке выдвижения единого кандидата на пост президента страны от демократической оппозиции.
Наконец, сенсационной новостью уходящего года является моя победа над Батуриной в суде, равно как и победа над Лужковым, которая фактически была подготовлена нами. Вообще, эта технология, которую мы апробировали на Лужкове, разъясняя людям, в чем, собственно, итог правления человека, должна, на мой взгляд, сработать и на Путине, хотя, конечно, речь идет не об одном городе, пусть даже мы говорим о Москве, а о стране в целом. У нас есть цель: брошюра "Путин: итоги" должна продаваться в Кремле и Белом доме так же, как сегодня продается "Лужков: итоги".
- Чего вы еще ждете от власти в 2011 году?
- У власти рецепт один: цензура, омоновские дубинки, всех по башке. Вряд ли они что-нибудь новое придумают. Проблема в том, что это неэффективно. Цензура привела к тому, что народ перестал верить телевизору, особенно политическим новостям, а дубинками, как можно было убедиться, нас запугать трудно. При этом в дебатах в последнее время выигрываем мы, а они, соответственно, проигрывают со счетом 10:90. При этом их нахрапистость народу не нравится. Но, я думаю, что дальнейшая их дискредитация будет происходить в том числе при их мощном содействии, ведь, повторюсь, ничего нового они предложить не могут.
- А чего ждать от оппозиции в новом году?
- Мой прогноз - активность гражданского общества будет нарастать, хотя не надо ждать того, что мы начнем собирать 100-тысячные митинги. Мы точно выдвинем единого кандидата на выборах президента, в этом у меня сомнений нет. Так же, как у меня нет сомнений в том, что проигравшие на внутренних выборах поддержат победителя. Мы соберем достаточно активистов для регистрации нашей партии и отдадим документы в министерство юстиции. Дальше развилка, и здесь от нас уже мало что зависит. Если власти зарегистрируют партию, мы будем активно участвовать в компании 2011 года, отчетливо понимая, что выборы у нас нечестные. Наша задача не столько победить на этих выборах, сколько разоблачать режим и предлагать альтернативу. Если нет, то все увидят, что оппозицию не допускают до выборов, а это значит, что выборы у нас нельзя считать легитимными.
То же самое с президентской кампанией. Удивительно, что при любом сценарии наша позиция оказывается выигрышной. Я думаю также, что в будущем году активно станет обсуждаться тема санкций в отношении российских чиновников, которые растоптали свободу и нарушают Конституцию. Нам было бы приятнее, если бы их судили здесь, в России, но, скорее всего, придется вести беседы с Европарламентом и Конгрессом США о введении запрета на въезд коррумпированных российских чиновников в страны Европы и Америки. Одновременно мы планируем участвовать в переговорах о вступлении России в ВТО и отмене поправок Джексона - Вэника. Все это касается уже нашей внешнеполитической деятельности. Так что действовать будем по всем направлениям.
- А продолжится ли уличная борьба?
- Мне кажется сам выборный цикл 2011 - 2012 года уже разогревает обстановку, и даже такие сервильные организации, какими являются представители нашей псевдооппозиции, вынуждены будут проявлять активность. Кроме того, вырастут тарифы на коммунальные услуги, а экономика остается всецело завязанной на нефтегазовой трубе. Поэтому социальные выступления, дополненные политическими требованиями, как это было уже в 2010 году, и усиленные тем, что в стране процветает воровство, а правоохранительная система переживает период распада - все это будет стимулировать дальнейший рост активности гражданского общества.