Валентин Распутин считает, что театр должен быть классическим, а за Иркутск нужно биться
Полтора десятка коллективов со всей страны покажут на родине драматурга его спектакли. Зрители увидят также сценическое воплощение пьес Володина, Коляды, Гришковца и Ануя.
В отборе спектаклей активно участвовал земляк Вампилова, писатель Валентин Распутин.
- Точно так же, как у поэзии были свои любимцы - Пушкин, Есенин, Рубцов, с которыми возникали особые, нежные отношения, в драматургии я не знаю другого такого любимца, как Вампилов. Есть другие хорошие драматурги, но какое-то особое, нежное, деликатное отношение именно к нему. Может, оттого, что такие пьесы у Вампилова? Они сделаны удивительно тонко и точно. Он автор не только талантливый, но и чистый, нежный, чувствительный к самым затаенным движениям человеческой души. И когда мне приходилось видеть «Утиную охоту», где почти сексуальные сцены, издевательства, много такого, чего у Вампилова просто не может быть, я этого не мог принять.
Мне в связи со всем этим вспоминается Валентина, которая в пьесе «Прошлым летом в Чулимске» все время калитку чинила. Ее спрашивают: «Зачем ты ее чинишь? Чтобы ее снова и снова ломали?» Валентина отвечает: «Я ее чиню, чтобы она была целая». Вампилова могли спросить: ты пишешь о таких героях, чтобы над ними смеялись? А он мог бы ответить: я пишу, чтобы все знали, что есть такие люди. И действительно, такие люди есть, и всегда они были. Это не придумано, как и сама нравственность не придумана. Над этим надо задумываться. А мы сегодня, как мне кажется, слишком много иронизируем над понятием нравственности. Особенно в искусстве. Лучше всех сказал об этом Толстой. Есть у него статья «Что такое искусство», и в ней Лев Николаевич говорил так: «Безнравственность в искусстве - это все равно, что развратная женщина».
- По каким критериям шел отбор спектаклей на фестиваль?
- Сделать отбор было непросто, ведь театр достаточно низко пал. Нам пришлось проехаться по стране, посмотреть не один десяток спектаклей. Оказалось, это очень и очень тяжелое испытание, особенно в Москве. Вроде бы громкие спектакли, а от них приходишь в ужас. Примерно такой же ужас, какой испытываешь в Иркутске, видя, как на набережной Ангары толпы молодых людей пьют пиво. Может быть, теперь там поставят памятник Александру Третьему и место облагородится?
Но вернемся к фестивалю. Из всех, пожалуй, спектаклей, которые мы посмотрели, по Вампилову и не по Вампилову, я бы выделил «Старшего сына» московского Театра на Покровке. Единственный, который отвечает духу Вампилова. Очень хорошо поставлен и сыгран. А то ведь уже привыкли ставить так, чтобы огорошить, удивить зрителя, вызвать в нем дурные чувства. Вот чем занимаются сейчас театры и этим зарабатывают.
Хотя в целом какие-то изменения все же происходят. По телевизору показали «Идиота» - прекрасная экранизация. Еще три-четыре года назад этого и представить себе нельзя было. Сейчас и фильмы пошли хорошие. И театр начинает понимать, что репутацию можно сохранить.
- Будь сейчас жив Вампилов, какие бы пьесы он написал?
- Кто же знает, что бы он написал. Это был духовный писатель, духовный драматург. Конечно, весь нынешний срам не стал бы он писать. Зилов теперь агнец по сравнению со многими людьми и с тем, что происходит вокруг. Наверное, Вампилов бы не утерпел и написал про это. Как и я в свое время чуть не кричал об этом. Хотя сейчас понимаю, что криком-то кричать, может, и не надо. А надо создавать такие типы, которым можно было бы удивляться, их порядочности и доброте. А криком кричать сейчас есть кому и без нас.
- Стоит ли провинциальным театрам отбиваться от натиска пошлых коммерческих спектаклей или пора идти в наступление?
- На этот вопрос я отвечу так: давайте сначала выиграем битву за Иркутск, за наш фестиваль, а уж потом пойдем дальше.
КСТАТИ
Почему самая громкая из последних вампиловских постановок - мхатовская «Утиная охота» - не попала на фестиваль?
Как сообщили нам во МХАТе, театр просто не смог вывезти спектакль в другой город. Дело это не такое простое, если учесть, скажем, занятость актеров (некоторые из них еще и в кино снимаются!). Гастроли сломали бы им все графики... Тем более что совсем недавно «Охота» уже выезжала на гастроли в Новосибирск и Сургут.
Зато в ноябре спектакль по «Утиной охоте» покажут в прямом эфире (!) на канале «Культура» - и вся страна сможет его посмотреть.
Главные фишки фестиваля
В фестивальной программе будет показан «Старший сын» в постановке Сергея Арцибашева с труппой московского Театра на Покровке. Этот режиссер впервые обращается к драматургии сибирского Чехова, как называют Вампилова современные критики. Каким будет результат этого обращения? Зрители, знакомые с «театром Арцибашева» по прошлому фестивалю, ждут этой встречи с нетерпением и любопытством.
Еще одну постановку «Старшего сына» предложит Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета. В спектакле петербуржцев заняты студенты Академии театрального искусства, так что исполнители будут так же молоды, как и реальные герои Вампилова - Бусыгин, Васенька, Нина.