Разводка в городе мостов
Валентина Матвиенко хочет вывести Санкт-Петербург из списка исторических поселений, чтобы развязать руки девелоперам.
На прошлой неделе питерский губернатор Валентина Матвиенко обратилась к Владимиру Путину с просьбой исключить Петербург из списка исторических поселений, утвержденного совместным приказом Минкультуры и Минрегиона от 29.07.2010 г., поскольку это «грозит остановкой строительных проектов». Правда, Матвиенко уже начала объяснять, что она имела в виду лишь «уточнение понятий», но эти объяснения плохо согласуются с законом.
Градозащитники объясняют эту инициативу желанием питерских властей строить все, что им хочется, без контроля никак не зависящей от них Росохранкультуры. И потому полагают, что ее принятие оставит исторический центр города без реальной защиты.
Суть дела — в том, что в историческом поселении (это понятие определено Федеральным законом № 73-ФЗ об объектах культурного наследия) вводится особое регулирование градостроительной деятельности. Государственной охране подлежат планировка и застройка территории, композиция, природный ландшафт, соотношение между свободными, застроенными и озелененными городскими пространствами и так далее. Соответственно, градостроительная документация и градостроительные регламенты в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны должны согласовываться с Росохранкультурой.
Понятно, что это категорически не устраивает питерские власти, которые привыкли все решать сами, а согласовывать свои планы лишь с подчиненными им структурами.
Примеры широко известны: многие из них теперь стыдливо именуются «градостроительными ошибками». Скажем, высотки «Монблан» и «Аврора», уродующие панораму Невы. Или только что построенное здание бизнес-центра компании «Стокманн» на углу Невского проспекта и улицы Восстания, ставшее еще одним ударом по облику главной улицы Петербурга. А сейчас, несмотря на протесты общественности, сносится «Литературный дом» на углу Невского и Фонтанки, где жили Белинский и Тургенев, где бывали Некрасов и Гончаров, Герцен и Достоевский. Когда же градозащитники обращались в суд, требуя отмены решений, опасных для исторического облика города, представители смольнинского Комитета по охране памятников истории и культуры, как правило, вставали на защиту застройщиков.
В то же время вмешательство Росохран-культуры не раз становилось для питерской администрации крайне неприятным — когда выяснялось, что федеральное ведомство не согласовывало высотные параметры горячо поддерживаемых Смольным проектов. В результате городским властям пришлось отказаться не только от «Охта-центра», но и от строительства высотки на Московском проспекте на месте снесенного кинотеатра «Зенит» и семиэтажного бизнес-центра на Университетской набережной.
«В перечне исторических поселений формально записан город в целом, — заявляет Матвиенко. — И к чему это привело? К тому, что всю градостроительную документацию теперь строго по закону город должен тоннами отправлять в Москву, в Росохранкультуру. Но согласовывать документацию по всему городу, по Шушарам, к примеру, по освоению новых территорий нет никакой необходимости». По ее словам, она уже «договорилась с Министерством культуры» о том, что будет «выпущен отдельный нормативный акт, который даст трактовку, что в список исторических поселений будет включена только историческая часть Петербурга».
Однако 73-й закон таких «договоренностей» не предусматривает: он называет историческим поселением «городское или сельское поселение, где расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места и другие». Иначе говоря, историческим поселением не может быть часть Петербурга — только город в целом. При этом представители Росохранкультуры заявляют, что и не собираются рассматривать строительство в Шушарах: речь идет только о границах так называемого историко-культурного опорного плана.
«Предложение Матвиенко — это опаснейший прецедент, — говорит сопредседатель петербургского отделения ВООПИиК Александр Марголис. — Сперва они хотели «отфутболить» Росохранкультуру от города в целом, потом начали говорить, что готовы согласовывать с ней то, что касается исторического центра. Но ведь они сейчас пытаются в пять раз сократить границы этого центра. Они хотят без всякой Росохранкультуры решать, что они будут строить, а что не будут. А ведь Петербург уникален: в список Всемирного наследия ЮНЕСКО входит весь его исторический центр, и именно подлинность исторической застройки делает нас историческим поселением».