Медведев призвал милицию быть с интернетом пожестче
Президент Медведев предложил усилить ответственность за разжигание межнациональной и межконфессиональной розни и вражды в интернете.
Отношение российских правоохранителей и судебных органов к межнациональным дискуссиям в Рунете может ужесточиться. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из стенограммы заседания Госсовета, опубликованной на официальном сайте президента России.
Госсовет, посвященный укреплению межнационального согласия в России, прошел в Уфе 11 февраля 2011 г. Одна из самых ярких идей по теме заседания принадлежала Дмитрию Медведеву, предложившему «посмотреть на вопрос усиления этой (относящейся к межнациональной и межконфессиональной розни — прим. CNews) ответственности».
По мнению президента России, правоохранительные органы и суды должны изменить свое отношение к делам, касающимся межнациональных отношений: «Если такого рода преступления рассматриваются как тяжкие, то и наказание наступает за них серьезное. Если же это рассматривается как мелочь: «Да ну что он сделал, подумаешь, написал что-то в интернете, плевать на это. Не убил же никого, не зарезал», – то тогда и наказание условное».
Однако, подчеркнул Дмитрий Медведев, межнациональные преступления в Сети «могут создавать основу для совершения других, причем особой тяжести... для возникновения колоссальных конфликтов, включая самые тяжелые и иногда даже кровавые конфликты». На это президент обратил внимание «всех наших коллег, которые надзирают над законностью в этой сфере».
В день, когда президент России сделал это заявление, его микроблог в твиттере был назван «Главным Блогом Рунета» на конкурсе «Блог Рунета 2011».
Интересно, что Дмитрий Медведев стал не первым оратором на пятничном Госсовете, коснувшимся проблемы сетевого национализма. Первым интернет-тематику на заседании затронул глава Башкирии Рустэм Хамитов, рассказавший о «настоящем, махровом расисте, который пропагандировал идею превосходства одного из этносов над остальными на нескольких интернет-сайтах», но избежал наказания по истечении срока давности. Теперь таких людей в башкирском сегменте интернета не один и не два, «они начали плодиться, чувствуя свою безнаказанность», - заявил президент Республики Башкортостан.
Интернет-эксперт Антон Носик не видит ничего ужасного в разговорах об усилении ответственности в интернете. Другой вопрос, каким образом это усиление будет реализовано, говорит он. «Статья 282 УК РФ (описывающая ответственность за возбуждение ненависти либо вражды — прим. CNews) написана таким образом, что не предусматривает осмысленного и разумного применения. Президент Медведев — юрист. Он думает, что закон будет исполняться так, как его напишут. Но применять 282 статью будет не он, а уездные милиционеры либо чтобы выполнить план, либо чтобы расправиться с неприятным персонажем».
Слова Дмитрия Медведева могут реанимировать старую идею ужесточения наказания за 282 статью, полагает директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. Часть 1 статьи 282 предусматривает наказание 2 года лишения свободы, и столько же составляет срок давности по этой статье. Поэтому при рассмотрении дел по межнациональным конфликтам суд часто не успевает состояться, говорит эксперт, он просто не укладывается в сроки давности. «На моей памяти законопроект об увеличении наказания по 282 вносилось раз десять, и не исключено, что выступление президента приведет к тому, что предложение внесут в одиннадцатый раз».
Профессиональные юристы не наблюдают увеличения числа дел, связанных с информационными правонарушениями в интернете, говорит партнер юридической компании Salans Виктор Наумов. Но если он и есть, то во всяком случае он не пропорционален росту объема проблем, говорит юрист.