Военно-образовательный аутсорсинг
Почти каждого второго офицера для войск будут готовить гражданские вузы.
Правительство РФ разрабатывает проект постановления, согласно которому с 1 сентября с.г. вводится новая система подготовки офицеров в гражданских вузах. Нововведения касаются двух моментов. Во-первых, в системе гражданских вузов будет уделена ведущая роль созданным в 2008 году учебным военным центрам (УВЦ). Во-вторых, после обучения на военных кафедрах и факультетах студенты, чтобы получить звание лейтенанта, должны будут пройти не трехмесячные курсы-сборы, как сейчас, а в течение года в качестве курсантов обучаться в военно-учебных заведениях Минобороны.
По словам начальника Департамента образования Минобороны Екатерины Приезжевой, с 2011 года таким способом в гражданских вузах страны по гуманитарным, инженерным и техническим профилям будут готовиться около 40% всех офицеров для Вооруженных сил. Вроде бы хорошая новость. УВЦ в щадящем гуманитарном режиме, без излишней муштры будут «штамповать» офицерские кадры. При этом налицо экономия бюджетных средств. «Как известно, ранее Минобороны согласовало с президентом страны срок введения новой системы военного образования – с 2013 года. Сейчас в целях экономии расходов денежных средств на военное образование мы решили реализовать новую систему с 1 сентября 2011 года», – заявляет Приезжева. В том, что экономический фактор является одним из основополагающих моментов в реформе системы военных вузов, руководители Минобороны заявляли не раз. Однако, похоже, не только он повлиял на создание новой военно-образовательной системы в стране.
Шестого марта 2008 года вышло правительственное распоряжение № 275-р «Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Согласно этому документу УВЦ были созданы при 37 гражданских вузах. При этом на 60% было сокращено количество военных кафедр и факультетов. Однако после этого правительственного документа оставалась категория так называемых блатных студентов – тех, кто после обучения на военных кафедрах получал звание лейтенант и сразу же увольнялся в запас, ни дня не прослужив в армии. Ни много ни мало таких блатных офицеров ежегодно набиралось до 15 тыс. человек.
«Теперь эта халява ликвидирована. Минобороны отныне про запас офицеров готовить не будет. Все студенты, кого мы будем обучать военному делу, после подписания контракта будут служить офицерами в войсках как минимум три года», – заявили «НГ» в Департаменте образования Минобороны.
Данная система только апробируется. Но в экспертном сообществе она уже вызвала неоднозначную оценку. «То, что 40% будущих офицеров будут готовиться в гражданских вузах, – это, по-моему, многовато, – полагает ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова. – Бывшие студенты – это, по сути, гражданские люди. От двухгодичников, так называемых пиджаков, в армии в свое время избавились. Все вздохнули с облегчением. И вот опять возвращаемся к той же системе».
«Идея подготовки военных специалистов в гражданских вузах не нова, – утверждает преподаватель кафедры социологии Военного университета полковник Владимир Попов. – Это было еще во времена СССР. А сейчас эта идея реализуется в русле американизации всего процесса образования, в том числе и в военной сфере. Сейчас решено ускорить этот процесс. При этом многие традиционные преимущества русской и советской военной школы отбрасываются. Военные кафедры в гражданских вузах распогонили, и процесс военного образования сегодня идет вразрез с процессом воинского воспитания. Военного специалиста на гражданке можно подготовить. Но будет ли этот специалист настоящим офицером?»
«Екатерина Приезжева, которая входит в ближайшее окружение министра обороны Анатолия Сердюкова, – специалист высокого класса, – сказал «НГ» председатель Общероссийского профсоюза военнослужащих капитан первого ранга Олег Шведков. – Ее профессионализм в сфере военного реформирования лично у меня не вызывает сомнения. Многие ее идеи и инициативы, особенно в социальной сфере, отличаются эффективностью и целесообразностью. Однако ее предложения в военно-образовательной области меня несколько удивляют. У нас простаивают высшие военно-учебные заведения, и, вместо того чтобы их нагрузить, как говорится, по полной программе, мы начинаем массово готовить специалистов в гражданских вузах, которые ни при каких условиях не дадут настоящей военной подготовки. Это, конечно, обойдется дешевле. Но понятие «национальная оборона и безопасность» оценивается не только деньгами».