Более половины заключенных немецких женских тюрем - молодые матери с детьми до трех лет
Более половины обитательниц немецких женских тюрем - молодые матери с детьми до трех лет. По закону, осужденных матерей с маленькими детьми в ФРГ после объявления приговора содержат в специализированных пенитенциарных учреждениях за высоким забором из колючей проволоки. Одно из них находится на территории обычной женской тюрьмы во Франкфурте-на-Майне.
"Персонал нашей тюрьмы делает все для того, чтобы сохранить контакт между осужденной матерью и ее ребенком, - сообщил воспитатель Петер Лешке. - Для этого мать и ребенок живут в одной камере". Нахождение в неволе с матерью на малышей до трех лет никакого влияния не оказывает. По мере взросления общение с детьми затрудняется. Им сложно находиться в тюрьме, так как они начинают осознавать свое положение. У них часто возникают недетские неудобные вопросы, ответить на которые сложно не только матери, но и профессиональным детским психологам.
Если мать приговорена к пожизненному или длительному сроку лишения свободы более 10 лет, то ребенка сразу отправляют в детский приют или в приемную семью. Если же она отбывает срок в свободном режиме, то есть имеет право время от времени покидать территорию тюрьмы, то она может сама ходить вместе с ребенком в гулять в парк, на детскую площадку, за покупками или к врачу. Если условия содержания более строгие, то ребенок все свои первые открытия делает в сопровождении профессионального воспитателя, который также проводит с детьми занятия по пению, ремеслам, спорту. Мать в это время остается в камере.
Большинство детей старшего возраста постоянно задают один и тот же вопрос: "Почему я вынужден жить за решеткой? Ведь я не сделал ничего плохого!" Женщине, как правило, сложно объяснить своему чаду, почему он начинает жизнь в неволе. Узнав правду от воспитателей, ребенок замыкается и начинает избегать контактов с матерью.
Чтобы избежать разрыва контактов между женщиной-преступницей и ее ребенком, в федеральной земле Баден-Вюртемберг вместо тюремного заключения для женщин с детьми и других уголовников, признанных не особо опасными, в ряде случаев применяют "электронные кандалы". Осужденным в качестве альтернативы лишению свободы с их согласия надевают браслеты с мини-датчиками, позволяющие установить их местонахождение в определенный момент времени. По решению суда, такие заключенные должны находиться дома. В определенные часы им дозволено выходить на улицу за покупками, в парикмахерскую, на прогулку со своим ребенком.
Нередко на помощь заключенным - убийцам, грабителям, наркоторговцам, похитителям автомобилей и людей - приходят ученые. Например, в берлинскую тюрьму "Тегель" с недавних пор стали наведываться профессиональные философы. На основе бесед с ее обитателями немецкие документалисты Сильвия Кайзер и Александра Куморек сняли фильм "В поисках внутренней свободы".
Руководствуясь девизом Сократа "Познай себя сам", философы по примеру своего древнегреческого коллеги попытались вместе с зэками в процессе самокопания разобраться в мотивах их страшных деяний, в сути природы человека, его призваний на жизненном пути. Преступников побуждали размышлять вслух. На основе этих бесед о добре и зле, о свободе и смысле жизни философы помогали добровольцам-уголовникам постичь собственное "Я".
К слову, самого Сократа за такие беседы с преступниками судьи Древних Афин упекли за решетку по обвинению в "непочитании богов" и приговорили к высшей мере. В тюрьме вольнодумец принял яд.