РепринтЪ: Ералаш номер 666
10 лет назад Бабр писал:
"Рыжий мальчик с невыразительной внешностью и интонациями премьера из школьного театра полтора часа извергает на зрителя потоки откровений своего рано повзрослевшего сердца. Для начала он сообщает, что невозможно крут, смел и опасен. Что любит свою специальность – наркодилер, деньги и девочку Принцессу. Режиссеры Погодин и Алеников, разочаровавшись в Петровых и Васечкиных из киножурнала "Ералаш" (про их приключения рассказали детям именно эти деятели), решили, что настало время дать современным подросткам их подлинные ценности, которые они и так уважают.
Собственно, в этом и заключается прогрессивная роль "Триумфа", определенного на афише с сержантской прямотой – "молодежный хит номер 1". Кино про подростков и, в общем-то, только для них, которое может быть интересно разве что тому, кто захочет узнать себя в героях, снято на студии Горького, издревле специализирующейся на воспитании юношества. Забавно, что после того, как на студии заглох аморальный проект малобюджетного кино, предполагалось сеять в неокрепших душах только позитивное. Между тем в "Триумфе" никто никому вправлять мозги не намерен.
Собственно, смысл названия уже слегка безнравственный, поскольку Рыжий зовет так подстроенное им убийство симпатичного армянского мальчика. И ни раскаяния, ни осуждения. Короче говоря, два специалиста по детскому кино надумали адаптировать к российской действительности типичное молодежное кино Европы, в котором герои-протагонисты – наркоманы и наркодилеры, убийцы, и мошенники, уличная шпана и футбольные фанаты. Их не мучает рефлексия из-за кинутого товарища или подставленного приятеля. Роковая любовь – последняя ловушка для молодых циников. Она-то, злодейка, и губит тинэйджеров также убедительно, как губила Ромео и Джульетту. Рыжий получил от брата, севшего за наркоторговлю, два наказа – продавать дурь, чтобы расплатиться с его долгами, и остерегаться женщин. Возраст, предупреждал брательник, тут роли не играет. И не зря. Смешно сказать, но роковой красотке лет двенадцать. И произносить слова типа "торкнуло", "лавэ", "башлять" и проч. девочке с внешностью первой отличницы удается с большим трудом. Ее подружке пришлось того хуже – она, заливаясь глицериновыми слезами, жалуется подруге не на вредную учительку, поставившую четыре с плюсом вместо чистой пятерки, а на отчима, распускающего руки.
Трудное детство, конечно, у нас не редкость, однако детям, попавшим на съемки, оно, к счастью для них и к несчастью для зрителей, совершенно не знакомо.
По кино выходит, что быт западного подростка жестче в сто раз. Русские же мальчики и девочки очень стараются изображать хулиганов из двух группировок – "Рентгенов" и "Абреков", старательно сплевывают и сквернословят, неловко выхватывают ножи и взводят затворы, но выходит сплошной "Ералаш". А материал-то, казалось бы, самый благодарный – романтическая история про неразделенную любовь малолеток, наркоманию и бандитизм в глухой колоритной провинции. Есть попытка снимать стильно, с разрывами сюжетного повествования клиповыми вставками, но все какое-то плюгавое. Персонажи – юные ботаны, приемчики – краденые, азарт – вымученный. Попытка сделать крутое подростковое кино провалилась так же, как проваливаются сейчас российские боевики про взрослых братков. Тут очень кстати придется цитата из фильма. Юный герой говорит о себе: "Я так часто маскировался под заурядность, что маска приросла к лицу". Наши киношники должны подписаться под фразой чуть ли не поголовно. Посмотреть очередной выпуск "Ералаша" можно в кинотеатрах "Каро", "Пушкинский" и "Ударник"."