Банан и айфон
Две совершенно параллельных истории этих дней, но на одну и ту же тему и очень показательных.
Вот на футбольном матче в Петербурге болельщик протянул банан капитану махачкалинского «Анжи» бразильцу Роберто Карлосу. Роберто Карлос — самое громкое приобретение наших клубов в нынешнем сезоне. Человек-легенда, первый чемпион мира, играющий в России. Но при этом он темнокожий. И только потому что у него такой цвет кожи, какой-то придурок и протянул ему банан: типа, на, обезьяна — ешь! Ситуацию усугубляло то, что в этот момент бразилец, стоя в нескольких метрах от трибуны, поднимал флаг России в честь открытия футбольного сезона, а надета на нем была майка со словами поддержки питерскому вратарю Вячеславу Малафееву, чья жена погибла недавно в страшной аварии. И вот теперь интересно, что будет дальше. История приобрела международное звучание, о ней знают и в Бразилии, и мировые футбольные чиновники.
Но главное, что о ней знаем мы. Национализм и расизм на футболе — обычное и привычное дело. Именно с этим подтекстом были памятные беспорядки на Манежной: фанаты против «черных». Никогда и никого у нас за расизм и национализм на стадионах не наказывали. Никогда все эти бананы на трибунах и скандирования «Е*ать Кавказ, е*ать!» не квалифицировались иначе как мелкое бытовое хулиганство, а чаще всего вообще никак не квалифицировались, несмотря на то, что крики отчетливо слышно не то что на стадионе, а сидя перед телевизором!
При этом международные правила на сей счет весьма жесткие, и за проявления национализма и расизма со стороны болельщиков команду могут подвергнуть самым разнообразным санкциям, вплоть до исключения из соревнований. Россия долгое время жила по своим правилам, однако в нынешнем сезоне формально санкции тоже ужесточила — то есть и у нас теоретически тот же «Зенит» могут наказать, например, снятием некоторого количества очков в таблице.
По спортивной линии такое наказание более чем серьезно. Но как его применить? За каждым клубом стоят или влиятельные владельцы, или чувствительные южные регионы, или госкорпорации и болельщики в Кремле. Вот как наказать «Зенит» с его Газпромом? И с кого вообще начинать, если это проблема практически всех команд и всех стадионов? Очевидно, что нужен прецедент, который показал бы, что неприкасаемых нет, а главное, что есть сама эта проблема. Потому что уже появились коллективные письма, где пишут, что банан — это ерунда, что это просто продукт питания и никакого подтекста здесь нет. И вообще у нас есть договорные матчи, продажные судьи, плохие поля, неудачный календарь соревнований — то есть более важные проблемы. Это похоже на стандартные отмазки, мол, у милиции есть дела поважнее, чем ловить организаторов «левых» матчей. Как будто вся борьба с преступностью исчерпывается лишь поиском убийц и маньяков, а остальное вроде и не преступления вовсе. Как будто проблема расизма менее серьезна, чем проблема неровных газонов.
«Зенит», надо отдать ему должное, сразу принес «Анжи» и Роберто Карлосу извинения, оперативно вычислил парня с бананом, пообещав, что тот пожизненно лишится права посещать питерский стадион. Но мы ждем последнего шага — уголовного наказания этого человека! При неоспоримом наличии массового национализма и расизма в стране, статья, по которой за это наказывают, практически не работает! А тут и мотив понятен и человек выявлен — чего еще нужно?
Но был, как я уже сказал, в эти дни другой показательный эпизод. «Правое дело» награждало омоновцев почетными грамотами и айфонами. Это те самые милиционеры, которые во время беспорядков на Манежной буквально своими телами закрыли нескольких кавказских ребят от толпы, набросившейся на них. Толпа была большая и дикая, омоновцев было мало, их окружили со всех сторон, но кавказцев они не отдали.
Вот нам постоянно говорят, что не надо мазать правоохранительные органы черной краской и всех стричь под одну гребенку. Но тогда дайте нам положительные примеры. Реальные, а не плакатно-показушные. На Манежной эти конкретные сотрудники милиции не просто выполнили свой долг по защите граждан, а действовали в сложившихся обстоятельствах, откровенно говоря, геройски.
И что же? Государство никак этих ребят не наградило и не отметило. Считают, что властям неприятно вспоминать про декабрьские беспорядки, что они хотят замять дело и вообще не заострять внимание на проблеме. То есть в очередной раз дать националистам понять, что государство по этому вопросу «воздерживается» и дает молчаливое добро на всякие безобразия. Среди которых банан — самое невинное. А максимум, на что могут рассчитывать стражи порядка, — это айфон от общественности.