ФСБ не отступится от Skype
Слова замруководителя научно-технической службы ФСБ Александра Андреечкина об опасности использования систем шифрования в почтах gmail, hotmail и IP-телефонии Skype тут же вызвали большое количество комментариев высокопоставленных чиновников.
Сначала выступил аноним из Администрации Медведева, выставивший заявление Андреечкина его личным мнением. Потом пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков вступился за сотрудника ФСБ и поддержал инициативу спецслужбы. После этого настала очередь Центра общественных связей ФСБ, где заявили, что ведомство не так поняли и на Лубянке не собираются ничего запрещать.
Получив этот последний комментарий, многие почему-то решили, что ситуация исчерпана — один эфэсбэшник сделал дурацкое заявление, президентская Администрация спецслужбу одернула, ФСБ отступила, и единственным непонятным эпизодом этой истории осталось выступление Пескова, что дало новый повод спекуляциям о трениях в тандеме.
Между тем, на самом деле никто никого не одергивал, и ФСБ ничуть не отступала от своей позиции, которая была сформулирована еще в 1990-х.
Ее суть проста: на территории России не могут использоваться программные и аппаратные продукты, средства и виды связи, в которых не предусмотрена дырка, «задняя дверь» для проведения спецслужбами оперативно-розыскных мероприятий, то есть прослушивания и перехвата. Главным орудием для давления на компании была и есть созданная сначала ФАПСИ, а потом ФСБ, система лицензирования и сертификации.
Хочешь продавать услуги сотовой связи — получи лицензию, одним из пунктов которой ты обязуешься поставить у себя комплекс СОРМ. Производишь и торгуешь средствами криптографической защиты — необходима лицензия, по которой ты обязан создать в своей компании «первый отдел», а на каждый произведенный продукт должен получить в ФСБ сертификат, и для этого надо раскрыть коды и технологии спецслужбе.
Этот подход работал, пока спецслужбы имели дело с телекоммуникационным рынком, контролируемым выросшими из советской системы связи холдингами, где традиционно близко к сердцу принимали интересы спецслужб. Зарубежные производители, для которых важен российский рынок, также шли на сотрудничество, как это сделала компания Microsoft в 2003 году, раскрыв исходный код своих продуктов российским спецслужбам в обмен на доступ на прибыльный рынок госзаказов. Если компания не готова делиться кодами, ей грозят перекрыть доступ на рынок — именно так ФСБ в 2005-2007гг. тянула с разрешением на продажу смартфонов Blackberry, требуя обеспечить возможность проведения оперативно-розыскных мероприятий (в конце концов МТС, взявшаяся продавать смартфоны, с ФСБ договорилась).
Проблема с gmail, skype и hotmail состоит в том, что эти системы бесплатные, продаж этих продуктов нет, и абсолютно непонятно, как заставить владельцев этих систем, соответственно, корпорации Google, eBay и Microsoft, открыть свои технологии ФСБ. При этом комментарий Google о том, что они готовы сотрудничать и рассматривать запросы от российских спецслужб, не имеет отношения к делу: ФСБ как раз совершенно не желает рассылать запросы — им нужен постоянный и дистанционный доступ к системе.
Именно это имел в виду Александр Андреечкин, который, конечно же, не поделился на заседании правительственной комиссии внезапно пришедшей ему в голову идеей, а выразил мнение спецслужбы. Его подразделение — Научно-техническая служба — напомню, отвечает не только за закупку компьютеров Лубянкой, но и за научно-техническую политику Федеральной службы безопасности. Дмитрий Песков, давно интересующийся регулированием Интернета в России, и которому близок подход спецслужб, естественно, силовиков поддержал.
Продолжая ехать, пусть со скрипом, по рельсам, проложенным еще в середине 90-х годов, силовики не учли только одного — что Дмитрий Медведев, который так последовательно занимается улучшением своего имиджа в Вашингтоне, именно сейчас совсем не заинтересован в анонсировании любых инициатив, которые касаются свободы в Интернете. Возможно, научно-технической службе ФСБ стоило все-таки обратить внимание, какое значение госсекретарь США Хиллари Клинтон придает продвижению свободы в глобальной сети.
Не сделав этого, силовики уже не первый раз разыграли комбинацию, в которой они и премьер оказались чудовищами из тоталитарного прошлого, а Дмитрий Медведев — либеральным и технически продвинутым лидером из сияющего завтра.
При этом на самом деле никто не собирается корректировать стратегию спецслужб — в своем заявлении ЦОС ФСБ мягко сослался на приведение ситуации в соответствие национальному законодательству, которое «задние двери» в коммуникационные сервисы как раз и предполагает. Российский рынок достаточно важен для всех трех корпораций, чтобы ФСБ рассчитывала договориться с Google, eBay и Microsoft и получить доступ к системам шифрования.