Возвращение профессии
Простыми решениями повысить качество технического образования не удастся.
Российские власти собираются устранить появившийся в постсоветские годы ярко выраженный гуманитарный уклон в высшем образовании. Но исполнение поручений, которые обильно раздавал на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики в Магнитогорске президент Дмитрий Медведев, займет довольно много времени. К тому же самые простые из предлагаемых решений вроде закрытия гуманитарных факультетов в технических вузах и предоставления студентам, обучающимся по инженерным специальностям, отсрочки от армии в первоочередном порядке, результатов не дадут.
По данным Минобрнауки, за последние пять лет уже было сокращено 30,6% бюджетных мест по укрупненной группе специальностей «Гуманитарные науки». На 35% был сокращен бюджетный прием по специальностям «Образование и педагогика». По направлению «Экономика и управление» за пять лет сокращено около 50% бюджетных мест. Но это немедленно было компенсировано с лихвой — число студентов, обучающихся гуманитарным предметам на платной основе (прежде всего в негосударственных вузах), выросло за ту же пятилетку приблизительно на 500%.
В 2010 году увеличение бюджетных мест (в зависимости от конкретной специальности — на 5–10%) на технических факультетах привело к тому, что инженерную профессию пошли получать 217 тыс. человек. Это около четверти всех первокурсников.
Инженер все еще непопулярная профессия у абитуриентов и практически не востребованная в кадровых агентствах: лидируют (в том числе по зарплате) рекламщики, пиарщики, менеджеры и административный персонал. В Минобрнауки говорят о дисбалансе на рынке труда, несоответствии запроса и предложения. И обещают этот дисбаланс преодолеть. То есть поменять местами технические и гуманитарные дисциплины.
Какие рычаги преодоления этого дисбаланса предлагают чиновники от образования? Довольно традиционные: сокращение бюджетных мест на гуманитарных направлениях и увеличение на технических, борьба за повышение престижа колледжей. Это вряд ли привлечет молодых людей на инженерные кафедры. В инженеры уже давно не идут лучшие — специальное исследование, проводившееся Высшей школой экономики и РИА Новости, показало, что эта профессия интересует только 4% медалистов. В массовых технических вузах все больше троечников. В элитных вузах картина другая, но, получив там диплом, выпускники уже не готовы работать за копейки. «Все наши выпускники востребованы, но им не могут дать достойную зарплату», — сетует ректор Санкт-Петербургского университета ИТ, оптики и механики Владимир Васильев.
Падение престижа профессии отразилось и на качестве образования — сегодня действительно конкурентоспособными остаются лишь выпускники ведущих технических вузов страны. Например, в Московском физико-техническом институте еще в советские годы был придуман так называемый принцип физтеха. Его суть в подготовке инженера (вообще технаря) только в самой тесной связке с будущим производством, с потенциальным местом работы. Принцип был внедрен нобелевскими лауреатами Ландау, Капицей по образцу лучших университетов мира.
«Студенты с первого и до последнего шестого курса учатся на базах, в базовых КБ и НИИ. Там слушают лекции, проходят семинары, лабы и реальную научную и инженерную работу со своими микро- и макрошефами действующими учеными, ведущими лабораториями», — отметил в беседе с корреспондентом «МН» глава компании ABBYY Давид Ян. Сам выпускник МФТИ, он готов не только отстаивать престиж альма-матер, но и помогать студентам постигать тонкости профессии. ABBYY наряду с Yandex, Boeing, Parallels, 1C, IBS и другими компаниями сегодня выступает в качестве базовой организации для физтеховцев. «Студенты и выпускники должны понимать, зачем они изучают данные материи. Почти ежедневно студенты, работающие в тесной связке с производством, сталкиваются с практической пользой от владения этими знаниями. Это усиливает желание учиться, углубляет понимание материала в десятки раз. Физтеховцы (например, факультет инноваций и высоких технологий) шесть лет именно так и живут», — говорит Ян.
Отвечающий за инновации в Ernst & Young Юрий Аммосов, до недавнего времени бывший научным руководителем инновационного института при МФТИ, убежден, что «нужно или готовить инженеров на мировом уровне, или вообще никак не готовить». «Мы не так уж далеки от мирового уровня, но боюсь, что массовую подготовку инженеров мы себе позволить не можем», — заявил он «МН». Эксперт отметил, что и хорошая профессура, и производственная база требуют серьезных затрат. Однако Аммосов тоже считает, что пора бороться за возвращение престижа инженерной профессии. «У нас в советское время фундаментальная наука очень задавалась перед прикладниками, а те — перед инженерами. Чем дальше от практики, чем абстрактнее — тем престижнее», — говорит он и призывает менять приоритеты.