Ходорковскому и Лебедеву снизили срок
Мосгорсуд смягчил экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и бывшему руководителю МФО "МЕНАТЕП" Платону Лебедеву наказание по второму уголовному делу. Срок лишения свободы снижен на 1 год - до 13 лет.
Таким образом, изменен приговор Хамовнического суда Москвы, который 30 декабря прошлого года приговорил Ходорковского и Лебедева к 14 годам заключения за хищение нефти и "отмывание" денежных средств. Приговор вступил в законную силу.
Защита Михаила Ходорковского и Платона Лебедева подаст жалобу на второй приговор в Европейский суд по правам человека. В Страсбургом суде уже находится три жалобы - на арест Ходорковского и Лебедева по первому делу, на приговор по первому делу и жалоба на нарушения в ходе расследования второго уголовного дела. Теперь к ним добавится и жалоба по приговору по второму делу.
Между тем, Мосгорсуд снизил подсудимым в приговоре объем похищенной нефти почти на 130 млн тонн и ее стоимость - на более чем 68 млрд рублей, о чем просила сторона обвинения. Суд переквалифицировал обвинение Ходорковскому и Лебедеву в хищении нефти и отмывании денежных средств в редакции УК РФ от 7 марта 2010 года, по которой наказание за эти преступления ниже. В итоге за хищение им было назначено по 7,5 лишения свободы, за легализацию средств - по 8,5 лет.
"По совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний Ходорковскому и Лебедеву назначить 12,5 лет лишения свободы. Частично присоединить к назначенному сроку неотбытое наказание по приговору Мещанского суда от 13 мая 2005 года и окончательное наказание назначить Ходорковскому и Лебедеву в виде 13 лет лишения свободы", - огласила решение Мосгорсуда одна из судей кассационной коллегии.
Ранее сегодня защита бывшего хозяина нефтяной компании Михаила Ходорковского и экс-руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева обратилась в кассационную коллегию Мосгорсуда с просьбой отменить обвинительный приговор по второму уголовному делу. И прекратить его за отсутствием состава и события преступления.
Дело это о хищении 200 миллионов тонн нефти и отмывании выручки с ее продажи потянуло для фигурантов на 13,5 лет заключения. А учитывая, что им от первого срока еще полгода оставалось, вот и получилось в общей сложности по 14 лет колонии общего режима.
С таким сроком и вообще с обвинением в краже сотен миллионов тонн углеводородного сырья оба осужденных экс-олигарха не согласны. Они считают, что приговор Хамовнического суда столицы необоснован. Кроме того, в жалобе адвокаты указали, что судья Виктор Данилкин не имел права выносить приговор, так как "уголовное дело было не подсудно Хамовническому суду столицы". И якобы председатель суда не обеспечил состязательность сторон на процессе, обосновал приговор на недостоверных и недопустимых доказательствах.
Также защита настаивает на отмене постановления о прекращении преследования Ходорковского и Лебедева по эпизоду, связанному с хищением акций Восточной нефтяной компании по истечении срока давности. Потому что согласно закону прекращение дела по истечении срока давности является нереабилитирующим обстоятельством.
В начале нынешнего года приговор Ходорковскому и Лебедеву стал одной из самых обсуждаемых в прессе тем. Поводом для этого послужило заявление пресс-секретаря Хамовнического суда Натальи Васильевой о якобы нарушениях в ходе второго процесса. Она утверждала о давлении на суд. И посчитала, что приговор был написан не председателем районного суда, а его коллегами в Мосгорсуде. Председатель Хамовнического суда Виктор Данилкин ручается, что приговор был "создан" им единолично с соблюдением всех норм закона. В Мосгорсуде заявление Васильевой тогда назвали провокацией. Она уволилась из суда по собственному желанию.
Тогда же правозащитники потребовали провести независимую экспертизу приговора. К этой ситуации подключились эксперты, привлеченные Советом по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ. А поручено было организовать экспертную группу судье Конституционного суда в отставке Тамаре Морщаковой. К этой работе были приглашены порядка 20 человек - специалистов разных областей права, в том числе из-за рубежа. Пока выводы экспертной группы не обнародованы.