Владимир Захаров, академик: "Вы можете себе представить такой вопиющий идиотизм?"
Первое, что я бы сделал для развития российской науки: в разы поднял зарплату ученым. Как это было сделано после войны.
Польские профессора получают около полутора тысяч евро в месяц. У нас же зарплата доцента в три раза меньше зарплаты машиниста метро.
В ВПК планируют закачивать триллионы рублей — но как их будут использовать без квалифицированного персонала? Просто не смогут освоить, уже сейчас ВПК выполняет заказ лишь на 15-20%. Необходимы профессионалы, молодые специалисты. Молодежь нужно стимулировать идти в науку, в том числе материально.
А чтобы повысить квалификацию молодых ученых, следует приостановить защиту всех диссертаций, скажем, на год. Сформировать новые ученые советы, уменьшив их число и усилив состав, — привлекая независимых экспертов, наших соотечественников, живущих за рубежом. Те, кто защитится на таких новых советах, будут действительно первоклассными учеными.
Очень важен вопрос об Академии наук. Более двадцати лет не проводилось ротации ее руководства, аппарат президиума закоснел. Нужна энергия новых людей, готовность к реформам и способность близко контактировать с министерствами. На прошлых выборах президента РАН я предупреждал, что если изменений не будет, то основные финансовые потоки обойдут РАН. Именно это сегодня и происходит. Из 20 российских граждан, получивших мегагранты, только трое — члены РАН.
Ослабление позиций науки порождает пышный расцвет лженауки. Почитайте, какие проекты регистрирует Роспатент: извлечение энергии из вакуума и другие чудеса... Чего стоит нашумевший проект "Россия-2045"! Ужас и позор в том, что письмо о планах переселения мозга человека после смерти в искусственное тело подписали несколько докторов наук. Все знают про Лысенко, но мало кому известно о выделении в 1987 году 500 млн рублей на создание торсионных полей. Эти несуществующие поля и сейчас приносят прибыль шарлатанам — в аптеках продается "целебная" вода, подверженная их облучению. На молодежном слете на Селигере раздавали воду, которая "прослушала" симфонию, вы можете себе представить такой вопиющий идиотизм?
Если за рубежом кто-то начнет лечить рак наложением рук, он попадет в тюрьму за мошенничество. А в России такие "целители" до сих пор имеют шансы получить финансовую поддержку государства. Сейчас на орбите летает "гравицапа" — небывалый двигатель, якобы нарушающий закон сохранения импульса. То есть к обычному ракетному двигателю в НПЦ им. Хруничева приладили прибор, якобы влияющий на траекторию. Спутник как летал, так и летает по своей орбите, а вот миллионы долларов ушли коту под хвост.
Когда фильтры пресловутого Петрика поставили в детсады Новгородской области, и 64 матери написали руководству области письмо протеста, им приказали молчать. Значит, власти поддерживают лжеученых?
И все-таки, оценивая состояние российской науки, я хотел бы выразить свое глубокое ею восхищение. То, что она жива до сих пор — это просто чудо. Сегодня в российских вузах по мегагрантам готовят хороших специалистов, но нужно четко понимать, что талантливая молодежь не останется в России на нынешних условиях. Часто говорят так: миграция научных кадров — всегда плюс, так происходит во всем мире. Но в странах, где наука адекватно финансируется, это двусторонний процесс — одни уезжают, другие приезжают. Было бы лукавством сказать, что научная миграция в России происходит по этому сценарию.
Владимир Захаров, академик.
Записала Мария Роговая