Диагноз по фотографии
Я понял, что меня так раздражает всю неделю после крушения самолета под Ярославлем. Меня раздражают «сплетни в виде версий». Собственно, это происходит после каждой из многочисленных катастроф. Но сейчас этот как-то особенно бросается в глаза.
Быть может, потому что я сам большой болельщик, хоккей — мой любимый вид спорта, и я знаю людей, для кого гибель команды — это не просто абстрактная потеря, а личная трагедия.
Самое противное, что невозможно слушать никого. Ни условно официальные источники, ни условно независимые, всех этих «экспертов», аналитиков и тому подобных граждан, всплывающих со своими умозаключениями всякий раз, когда приходит беда.
Вот смотрите, что делают власти. Упал самолет, погибли люди – и что? Объявляется проверка всех самолетов ЯК-42. Утонул пароход – проверка, упал самолет – проверка, сгорел клуб, дом престарелых, взорвалась ГЭС – проверка. Что еще осталось у нас непроверенным? И что после этих проверок перестало гореть и взрываться?
Затем нам сообщают, что маленькие авиакомпании будут закрывать без суда и следствия. Да с какой радости?! Они виноваты в чем – в том, что они маленькие? Если они работают с нарушениями, если у них просроченные самолеты и прочие безобразия – почему они работали до сих пор? И почему для их закрытия должен был погибнуть ЯК под Ярославлем? И как вообще можно что-то ликвидировать и кого-то наказать без суда? И что будет с людьми, которых немало работает в этих фирмах? Тысячи людей без работы и фактически без профессии – куда их денете? В чем их вина? А на чем и куда полетят люди, если в маленьких городах у нас только такими компаниями и летают?
И причем здесь, собственно, сама эта трагическая авария? Тут самое время взглянуть, так сказать, на другую сторону условных баррикад – на возмущенную общественность. Не успела появиться новость о катастрофе, как тут же появились комментарии, что по какой-то классификации ЯК-42 – это хлам. По какой классификации? За всю историю эксплуатации этого самолета по вине техники произошло всего две катастрофы – в странах третьего мира, где «Боинги» падают не реже наших машин. Нормальный самолет ЯК. Да, не новый, но вполне приличный. Но едва все случилось, как последовала волна отказов летать Яками со стороны той же Федерации хоккея. Не успели получить хоть какие-то данные хоть о чем-то – и тут же завыли про крах нашей авиации, развал страны и прочее.
Потом сообщили, что самолет старый и ему было три недели до списания. Не подтвердилось. Потом про то, что наверняка отказали двигатели. Нет. Топливо бадяжное. Тоже нет. Закрылки «наверняка» не так выставили. Опять мимо. Перегруз. Какой перегруз в машине, рассчитанной на 120 пассажиров и везущей 45? Полосу сократили – из-за этого чертова Форума. Откуда такие данные? Типа Форум не мог не повлиять на работу служб, на состояние диспетчеров и пилотов. Повлиял или не мог не повлиять? Это из той же оперы, как после падения самолета польского президента тут же сказали, что это КГБ, потому что иначе и быть не может.
Теперь вот версия появилась, что не сняли самолет с ручника. То есть сидят люди, не имеющие ни малейших технических данных о происшествии, и просто перебирают все, что в голову придет. Отпала одна версия – вот вам новая. Новая отпадет – почешем в затылке и выработаем «запасную». Я понимаю, что всем хочется знать, что же случилось. Я понимаю, что узнать это хочется поскорее. Я понимаю, что многим хочется показать свою осведомленность, продвинутость, хочется просто выразить эмоции и негодование.
И негодование понятно. Мы живем в стране, где постоянно что-то происходит, где постоянно все не слава богу – и как не увидеть в этом систему и как не обвинить власти?
Но нам нужно не это. В нашем мире слишком много всего летает, плавает, движется, работает – и, увы, периодически происходили и будут происходить аварии. Смысл в том, чтобы всякий раз четко понимать, что конкретно произошло. И добиваться того, чтобы на основании этих данных хотя бы не повторять прошлых ошибок, исключать однотипные аварии.
Я прекрасно понимаю, какое у нас отношение к расследованиям громких дел и каков уровень доверия к комиссиям и их выводам. Но давайте мы будем не доверять, подвергать сомнению, критиковать, проводить альтернативные расследования на основании хоть каких-то данных. У нас же со стороны властей очевидная паника, а со стороны критиков властей – паранойя и постановка «диагнозов по фотографии», когда есть заранее сформированная универсальная позиция, под которую так легко подогнать все, что угодно.