В Иркутске остался лишь один человек, выживший в лагере смерти Дахау
Через фашистский лагерь смерти Дахау в годы Великой Отечественной войны прошли более 13 тысяч советских узников. В живых из них сегодня осталось только 47 человек. А в Иркутске всего один — Юрий Владимирович Бомбуров.
Все события Великой Отечественной Юрий Бомбуров помнит до сих пор с точностью до дня. Известие о начале войны он получил в училище воентехников. Затем были бои под Москвой, в Курске, Воронеже, на Дону. В 43-м отряд попал в окружение, Юрия Владимировича и еще нескольких бойцов взяли в плен. Дальше — лагеря. Последним стал немецкий лагерь смерти Дахау. Юрий Бомбуров оказался в его филиале — Бад Орбе. Но не пал духом. Старался держаться сам и помогал другим.
- Меня в лагере, хоть и молодой был, меня звали батей, потому что я помогал ребятам, ободрял, чем только мог, рассказывал, калечил кабель, который выкапывали, ломал оборудование, и соглашались со мной, как бы немного руководил, — говорит бывший узник концлагеря Дахау Юрий Бомбуров.
Самое страшное, говорит Юрий Владимирович, голод. Уже через год здоровый парень весил всего 37 килограммов. Условия были тяжелые — иногда, вспоминает бывший узник, приходилось есть даже лошадиный помет. 1 апреля 45-го Юрия Бомбурова и еще нескольких пленников повели на расстрел. Решили бежать. Безоружные кинулись на охрану с собаками. И смогли уйти. Густой лес, а дальше спасение — зона американских войск. Выжить помогла, говорит Юрий Владимирович, вера.
- Вера в себя и то, что мы знали, что все равно победим, и никаких, самое главное это, и люди были уверены. Самое главное, это вера и еще здоровье. Было хорошее здоровье, — говорит бывший узник лагеря Дахау Юрий Бомбуров.
Сегодня из 13-ти тысяч советских узников лагеря Дахау в живых осталось только 47 человек. В Иркутске всего один — Юрий Владимирович. У него много орденов и медалей. Но с особой гордостью он показывает эту — узников фашистских лагерей — «Непокоренные».