Российский диагноз: комплекс неполноценности
Психологи говорят, что если мальчишка все время демонстрирует свою силу, то родителям стоит показать его специалисту. Дескать, не страдает ли дитя комплексом неполноценности, заставляющим его держать в страхе своих приятелей. Судя по результатам опроса Фонда "Общественное мнение", почти половина наших сограждан страдает комплексом неполноценности.
По данным свежего опроса ФОМа, 48 процентов респондентов хотели бы, чтобы в мире Россию считали могучей, непобедимой, несокрушимой, мощной мировой державой. Все бы ничего, но чтобы нас считали страной богатой и процветающей, отчего-то желают вдвое меньше граждан - 22 процента.
Надо сказать, что каким ты желаешь казаться, таким и хочешь быть на самом деле. Сидишь на диете, желая казаться стройным, - значит, хочешь быть таким. Создаешь себе имидж, допустим, плейбоя - стало быть, не отказался бы побыть им в действительности. А вот нищие россияне почему-то предпочитают пугать всех вокруг. Быть дружелюбными, богатыми или счастливыми - это не для них. Только шесть процентов хотели бы, чтобы Россию воспринимали как образованную, цивилизованную и культурную страну. Остальное по мелочи: равной среди равных она видится в идеале лишь четырем процентам, миролюбивой и дружелюбной - трем процентам. Хотели бы выглядеть в глазах мировой общественности как государство, где соблюдаются законы, один процент опрошенных, как страна надежная и стабильная - опять-таки один процент. О том, чтобы считаться страной демократической, также мечтает один процент россиян. Кстати, эти цифры коррелируют с данными ВЦИОМ-А, выяснившего, что разные демократические права стоят у россиян на последнем месте по значимости - скажем, свобода слова важна лишь для 19 процентов респондентов, право на собственность - для 28, а возможность избирать своих представителей в органы власти и вовсе для 10 процентов.
Желание выглядеть могучими и непобедимыми - это самый настоящий подростковый комплекс неполноценности, мучительнейшая на свете вещь. Страдающий от этого комплекса исходит из того, что никто его не любит. Это может быть, а может и не быть правдой. В любом случае обладатель комплекса будет доказывать всем свою силу - дракой, карьерой, победами над женщинами, ездой по встречной. Не любят - так пусть хоть боятся. Кстати, криминологам это хорошо известно: люди с комплексом бывают очень агрессивными. Взрослые и благополучные - они гораздо спокойнее. Трудно себе представить - хотя, конечно, все возможно, - чтобы жители, скажем, Княжества Лихтенштейн, у которого и вовсе нет армии, поставили бы свою непобедимость на первое место, а демократию или образованность - в конец списка.
Похоже, что в головах у наших людей все что угодно, только не их собственное благо. Не бывает богатых и процветающих демократических стран, население которых было бы нищим. А вот "могучие и непобедимые" - им случается и колбасу давать по карточкам, и водку по талонам, потому как все кругом куют металл победы. Получается, граждане об этом либо не задумываются, либо готовы голодать и холодать, лишь бы нас боялись. Возможно, это ответ на пережитое в последние годы унижение: мы-то считали себя как раз могучей и непобедимой, а оказалось, что и лодки у нас тонут, и самолеты падают через день, и пенсионеры примерзают к батареям, а наш среднестатистический солдатик - больной и голодный.
Надо сказать, что на державных настроениях очень хорошо могут сыграть политики. Когда для гражданина некое абстрактное "могущество страны" важнее, чем конкретная возможность отстоять свои права в суде или на референдуме отклонить безумную архитектурную инициативу городских властей, то этого гражданина можно брать голыми руками. Можно поставить его под красивые знамена и потусторонним голосом из репродуктора объяснить ему, за какую высокую идеологию он должен пойти сражаться. Можно предъявить ему лидера-харизматика и вдохновить на разные отчаянные поступки лозунгом "бей таких-то", а можно и утешить в любых несчастьях - идеология, она для этого и нужна. Тем более что наш гражданин инфантилен и склонен к патерналистским настроениям - он послушается того, кто пообещает ему избавить его от чувства неполноценности.
Комплекс этот - не вина, а беда человека. Обычно он возникает, когда ребенок или взрослый унижен и несвободен.
По данным Центра социологических исследований МГУ, в России 82 процента респондентов полагают, что они никоим образом не могут повлиять на правительство страны, 78 процентов - что они не влияют даже на местную власть, а 50 процентов опрошенных и вовсе боятся незаконного ареста. Как показали последние события, граждане вполне адекватны.