Бюджетное дерби
Укрывательство доходов, непрозрачность, «виртуальные» миллиарды, неподкрепленные документами расходы – все это в очередной серии остросюжетного триллера «Бюджет Иркутской области».
21 марта на 42-ой сессии Заксобрания Прибайкалья сразу в трех чтениях были приняты поправки в областной бюджет 2012 года.
Немного сухой статистики. После внесенных изменений доходы регионального бюджета составили 78,9 млрд. рублей (увеличены на 3,2 млрд. рублей), расходы – 84,7 млрд. рублей (увеличены на 7,7 млрд. рублей), дефицит составил 5,8 млрд. рублей или 8,8%. По версии правительства, дополнительные средства будут направлены на повышение з/п бюджетникам, модернизацию образования, социальную поддержку отдельных категорий граждан, обеспечение жильем ветеранов, дополнительные ассигнования по целевым программам и т.д. и т.п.
Между тем, с жесткой критикой практики формирования бюджета выступила аудитор КСП Ирина Морохоева . В оценках она не стеснялась. По ее мнению, Минфин области, возглавляемый Алексеем Зезулей , скрывает дополнительные доходы бюджета, например, налоговые сборы по итогам двух месяцев, исполнение по некоторым из которых уже к середине января составляло 18-22%. Кроме того, Счетную палату не устраивает формирование «не совсем открытого, и не совсем прозрачного» Дорожного фонда. Так одна из сумм доходов, 1,3 млн. рублей нигде в структуре доходов бюджета не отражена.
Основная претензия КСП касалась так называемого «Резервного фонда». Аудитор считает, что он стал «виртуальным». Объем фонда – 4,1 млрд. рублей (самый большой среди регионов РФ) – описывается только в пояснительной записке… и все. Фонд исчез из бюджета в качестве источника финансирования дефицита. Такое положение вещей господин Зезуля объяснил не слишком убедительно. «Резервный фонд», по его мысли, это некая «подушка безопасности».
Остатки бюджета также вызвали недоумение у беспринципного аудитора. Озвученная Минфином сума в 4,5 млрд. рублей Ирину Мирохоеву не устроила. Из ее слов следует, что с учетом остатков прошлых лет на балансе области скопилось более 15 млрд. рублей. Из них 1,5 млрд. федеральные деньги, все остальное – налоговые и неналоговые поступления. 4,5 млрд. из этой суммы отражены в бюджете, еще 4,1 млрд. – тот самый резервный фонд. Встает вопрос – почему в бюджете никак не учтены еще 6,4 млрд. остатков? На основании этих цифр можно сделать вывод, что правительство региона умышленно (или неумышленно) занижало доходы бюджета.
Со своей стороны депутаты Заксобрания указали на необоснованность расходной части бюджета. По их мнению, многие статьи расходов не имеют документального обоснования, утвержденной программы использования выделенных денег.
Так или иначе, бюджет был принят без больших изменений и дополнений, т.е. в предложенном исполнительной властью варианте.