Так кому не сдается сей гордый «Маяк»?
Битва вокруг отеля «Маяк» в Листвянке продолжается. Его, как средневековую крепость, взяли в осаду слуги закона.
Владельцы крепости, в свою очередь, с собственностью расставаться не собираются и намерены воевать с силовиками – на этот раз через проведение протестных акций. Не церемонясь, организаторы пикетов в Иркутске называют действия силовиков «беспределом» и «рейдерским захватом». При этом ни одна живая душа не может сказать — если речь и впрямь идет о захвате собственности, то в чью пользу действует правоохранительная машина? А если действия силовиков кристально чисты — то что дальше-то?
Как сообщили «Телеинформу» в ассоциации «Байкальская виза», с понедельника, 16 апреля, пикет возле областного суда на ул.Байкальской будет ежедневным – вплоть до 20 апреля, когда судебные инстанции дадут разъяснение по судебному решению.
Дело в том, что требуется уточнение относительно того, а что, собственно, дальше делать с «Маяком» - до какого времени нельзя эксплуатировать здание и вообще что нужно предпринимать собственникам отеля? Да, суд признал: объект сдан в эксплуатацию с нарушениями и должен быть закрыт. Но есть документы о прохождении повторной процедуры ввода здания "Маяка" в эксплуатацию, которая была осуществлена уже после вынесения решения судом первой инстанции.
Напомним, 5 февраля 2011 года Кировским районным судом г. Иркутска была запрещена деятельность по эксплуатации гостиницы «Маяк», расположенной в поселке Листвянка Иркутского района. Как сообщает официальный источник, законность данного решения была проверена судом кассационной инстанции. Определением Иркутского областного суда от 21 ноября 2011 оно было оставлено в силе.
Прокуратура указывает на то, что «Маяк» закрывают «в связи с многочисленными грубыми нарушениями градостроительного законодательства, а также потенциальной опасностью дальнейшей эксплуатации здания для жизни и здоровья граждан. Гостиница расположена в сейсмоопасной зоне. После 7-бального землетрясения в августе 2008 г. по отделочному слою, поясам и карнизам здания возникли трещины, что потребовало постоянного контроля за конструкциями здания и осуществления проектных решений по их усилению. Кроме того, при строительстве здания также нарушен Закон «Об охране озера Байкал», не соблюдены принципы хозяйственной и иной деятельности на Байкальской природной территории, требующей особенного внимания к экологической безопасности объектов».
Иркутским районным отделом судебных приставов по Иркутскому району было возбуждено исполнительное производство. Как поясняют в областной прокуратуре, руководителю ООО «Перспектива» (фирма, входящая в Ассоциацию «Байкальская виза», и являющаяся де-юре собственником отеля «Маяк») неоднократно вручались требования об исполнении решения суда, однако оно в добровольном порядке не исполнено. В связи с чем 20 марта 2012 г. часть помещений гостиницы «Маяк» была опечатана, с должника взыскан исполнительный сбор. Руководитель ООО «Перспектива» привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Сейчас ситуация находится в подвешенном состоянии: часть помещений остается опечатанной, однако «Маяк» продолжает работать, хотя и не на полную мощность. При этом в буквальном смысле в дверь стучат судебные приставы, требующие закрыть объект полностью – как велит закон. «Работа гостиницы парализована – у нас масса клиентов, для которых такая подвешенная ситуация – повод расторгнуть договор или вообще его не заключать, отказавшись от наших услуг. При этом места в гостинице уже расписаны на всю весну-лето этого года – у нас проводится масса деловых мероприятий, конференций, семинаров, симпозиумов, останавливаются вип-персоны самого высокого уровня, - рассказали «Телеинформу» в пресс-службе ассоциации «Байкальская Виза». – И в этой ситуации совершенно непонятно, что же делать с этими нашими обязательствами перед клиентами, которые заранее забронировали номера в отеле. И все это происходит как раз накануне туристического сезона…». Кроме того, сотрудники отеля (а это две сотни человек) переживают по поводу того, что будет с работой, которой они могут лишиться, если «Маяк» закроют.
В связи со всем вышесказанным 11 апреля работники гостиницы, а также сотрудники Ассоциации «Байкальская виза» и группа жителей Листвянки вышли на пикет против закрытия отеля. Как сообщают организаторы, на акцию протеста собралось около 500 человек. Цель пикета – «заявить, что отель - против коррупции в прокуратуре».
По словам одного из пикетчиков, несмотря на то, что все документы организации соответствуют нормативным актам – «стены и фундамент крепкие, также есть заключения о пожарной и экологической безопасности» – суд не берет их во внимание. «Наши адвокаты утверждают, что это абсурдная ситуация и называют нападки на гостиницу рейдерским захватом», – подчеркивает один из сотрудников «Байкальской визы».
Что касается причин «рейдерского захвата», то организаторы митинга затрудняются точно указать, в пользу кого он идет, однако не исключают возможности личных мотивов «недругов Татьяны Казаковой». «Возможно, здесь имеет место давний конфликт владелицы «Маяка» и советника генпрокурора РФ Альбины Ковалевой», – отметили участники пикета.
Акция протеста проходила под достаточно жесткими лозунгами - «Путин, адреса, явки, пароли коррупционеров у нас есть. А где посадки?», «Выборы прошли, воровская система осталась», «Медведев уволь Чайку, и иркутяне вспомнят тебя добрым словом», «Рыба гнет с головы. Коррупция начинается с прокуратуры» и т.д.
«Мы протестуем против бесчинств суда и прокуратуры и их наглых действий по рейдерскому захвату отеля «Маяк», - заявляют участники протестной акции. - За последние полгода гражданское сознание нашего общества выросло уже на порядок. Люди не просто уже осознают, что наглые и бесцеремонные действия наших правоохранительных органов вызывают ответную реакцию людей, но и готовы действительно выходить на улицы и площади. Сегодня «Маяк», завтра твоя квартира или твой магазин. Для «оборотней» в погонах это всё равно».
Пикетчики утверждают, что «если раньше чётко позиционировались личные амбиции двух женщин: главы «Байкальской Визы» Татьяны Казаковой и советника генпрокурора по Сибирскому Федеральному округу Альбины Ковалёвой, то теперь это явно выраженный рейдерский захват собственности, в котором одна из сторон действует усилиями всей, без исключения, мощи правоохранительной машины и судов, а другая сторона –только собственными силами и средствами».
Между тем, в чью пользу осуществляется рейдерский захват, кто тот теневой участник конфликта, в пользу которого «нечестным отъемом собственности» занимаются и судебные органы, и прокуратура, и, вероятно, иные силовые структуры? Ответа на этот вопрос в «Байкальской визе» не дают.
Для справки
Кстати, не лишне вспомнить, с чего начиналось это противостояние. Претензии к «Маяку» со стороны правоохранительных органов начались с марта 2008 года, когда Татьяна Казакова, в то время занимавшая пост главы Листвянского муниципального образования, фактическая совладелица крупнейшего регионального турбизнеса (вместе с мужем Дмитрием Матвеевым, президентом Ассоциации «Байкальская виза») была арестована.
Арест был произведен в иркутском аэропорту вечером 28 марта. А 31 марта Кировский районный суд города Иркутска вынес решение об ее аресте сначала на 60 суток. Суд признал, что Татьяна Козакова может оказывать давление на следствие и свидетелей и находясь за границей. В задержании принимали участие сотрудники управления ФСБ по Иркутской области. Одновременно силовики провели обыски в здании администрации Листвянки, изъяв все документы, а также в офисе ассоциации "Байкальская виза".
В конце февраля 2009 года Казаковой предъявили окончательное обвинение по пяти статьям УК РФ — ст. 159 (мошенничество), ст. 160 (присвоение или растрата), ст. 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности), ст. 141 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав) и ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями). Последнее обвинение снято в процессе прений, поскольку дублировало обвинение по другим статьям. В иркутском СИЗО Татьяна Казакова провела два года.
По совокупности преступлений Казаковой было окончательно назначено шести лет лишения свободы условно и штраф 600 тысяч рублей. Татьяна Казакова также была лишена права занимать должности на муниципальной и государственной службе на 2,5 года.
Сегодня сотрудники «Байкальской визы» ссылаются на ряд документов, подтверждающих законность работы гостиницы – это и акт итоговой проверки Госстройнадзора Иркутской области, и заключение этого же ведомства о соответствии здания «Маяка» требованиям технических регламентов, и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также иные документы, подписанные официальными лицами за последний год. Как уверяют в «Байкальской визе», все документы имеют юридическую силу и полностью соответствуют нормам, существующим на сегодняшний день в российском законодательстве.
- У нас нет никаких подтверждений и доказательств относительно того, в чью пользу хотят отнять отель «Маяк», - говорят в "Байкальской визе". – Но мы видим, что прокуратура действует незаконно, игнорируя все представленные документы. Мы подали ходатайство в прокуратуру с просьбой предоставить нам возможность пройти повторно экспертизу на получение разрешения на ввод в эксплуатацию здания «Маяка». Нам было в нем отказано. Мы, тем не менее, провели экспертизу технического состояния и соответствия здания «Маяка» нормам стройнадзора по собственной инициативе. Все оказалось в порядке. Но в кассации нам было отказано. Решение суда вступило в законную силу. Приставы приступили к процедуре опечатывания помещений отеля.
-Решение по делу о закрытии «Маяка» вынесено всего за 2 часа, - сообщили в пресс-службе Ассоциации. - Такая подозрительная спешность в рассмотрении важного вопроса! Причем, это решение не имеет логического продолжения – не сказано, до каких пор здание предписано закрыть. Что дальше-то с ним делать будут? Сносить?
В «Байкальской визе» жалуются, что все это происходит, несмотря на абсолютную налоговую законопослушность: «Ежегодно мы отчисляем миллионы рублей в бюджет».
В чем же причина столь жесткой позиции силовых ведомств? Ведь очевидно, что по берегам Байкала, кроме «Маяка», туристических объектов, так или иначе нарушающих Закон о Байкале – каждый второй (если не все без исключения). Общеизвестно, что турбизнес на Байкале существует на полулегальном положении, причем, не по своей вине – если строго держаться буквы действующих законов, туризмом на Байкале заниматься будет в принципе невозможно. В конце концов, если «Маяк» действительно сильно вредит окружающей среде, можно ведь обязать собственника привести в должное состояние и канализацию, и фундамент здания, и стены укрепить. Но ведь вопрос силовыми ведомствами так не ставится. Карфаген должен быть разрушен. «Маяк» должен быть закрыт. Тот факт, что в Листвянке после закрытия такого объекта не останется ни одной приличной комфортабельной и удобной гостиницы, в которой не стыдно принимать иностранные делегации и вип-гостей, кажется, никого особенно не волнует (кроме работников «Байкальской визы», разумеется). В чем же дело?
По мнению ряда участников регионального туристического рынка, конфликт между собственниками «Маяка» и силовиками – это «вопрос на столько бизнеса, сколько личных обид и мести с примесью зависти, плюс однажды запущенная машина, которую некому остановить». Впрочем, «коллеги по цеху» стараются дистанцироваться от чужой войны, достаточно осторожно высказываясь о ситуации. «Истинных причин конфликта вокруг "Маяка" я, к сожалению, не знаю, поэтому комментировать не могу, - признается руководитель турфирмы «Байкалов» Анатолий Казакевич. - Скажу одно: отель "Маяк" отвечает всем требованиям туристов».
«История с "Маяком" какая-то сильно запутанная и непонятная, - говорит представитель другой турфирмы. - Я не могу с уверенностью сказать, что строительство отеля велось без нарушений. Я не видел этих документов. Отсюда следует, что я не могу сказать, устранены ли эти нарушения или нет. Поэтому не могу добавить ничего по фактам. В целом "Маяк" - приличный отель, персонал вышколенный, хорошие управляющие, хотя кухня - так себе».
Эксперты туррынка отмечают, что какой-либо бизнесово-меркантильный «след» в истории с «Маяком» выглядят не очень убедительно. «Доходность отельного бизнеса на Байкале не такая уж и высокая. Средняя окупаемость инвестиций в гостиницы - около 5-7 лет», - говорит Анатолий Казакевич.
При этом большинство участников регионального туррынка откровенно недовольно происходящим – ведь конфликт между силовиками и «Маяком» дает не слишком благозвучное эхо. Негативный резонанс на всю страну может отрицательно сказаться на репутации местного турбизнеса и, соответственно, привести к сокращению туристического потока. И это на фоне бесконечных разговоров о том, как важно развивать в Иркутской области туристическое направление и не отстать от соседней Бурятии.
«Все, что происходит сейчас – не способствует укреплению туристического имиджа региона, - замечает один из участников туррынка. – Собственник отеля, наверное, должен был бы заранее трезво оценивать риски, еще когда начинал такой масштабный проект. Тщательнее надо – и на стадии проектирования, и на стадии сдачи в эксплуатацию, да и с документацией тоже все должно быть в порядке, чтобы даже если сильно кому-то хочется, не за что было зацепиться».
«Сложно судить, кто прав, - продолжает участник беседы. - Ведь претензии прокуратуры могут быть и вполне обоснованными – а вдруг в «Маяке» действительно опасно находиться? Но, как бы то ни было, пока ситуация тупиковая: понятно, что прокуратура не отступится, собственник тоже будет стоять на своем. Так что противостояние, а значит, и негативный, вредный для местных туроператоров шум продолжится».