«Цветы для Зоси Синицкой» как модель менеджмента культуры
Новый губернатор, выгодно отличающийся от предшественников тем, что с его правлением изначально не связывают практически никаких завышенных ожиданий, назначил министром культуры и архивов Иркутской области Виталия Барышникова. Барышников – один из самых здравомыслящих и порядочных чиновников, быть может, не только в области, но и во всей стране. Как все понимают, негоже честному российскому гражданину, тем более иркутскому горожанину, говорить хоть слово доброе про российского (тем более иркутского) чиновника. Но вот, видите, не удержался – сказал.
И расскажу заодно о том, как был я на одной (кстати, вполне себе очередной) интеллектуально-экспертной заседачке, посвященной стратегиям развития родного края, про который сам нередко говорю примерно так (перефразируя известное высказывание): прошлое Иркутска прекрасно, настоящее ужасно, а будущего у него просто нет. Поэтому каждый иркутянин – панк от рождения. Знаменитый панковский слоган No Future! он извлекает из собственной жизни.
От других заседачек это мероприятие отличалась тем, что в нем на правах самого дорогого и многоговорящего гостя принимал участие известный столичный интеллектуал гастрольного типа, заехавший в наши края побредить о так называемых «культурных политиках».
Я, кстати, на этом высокомудром мероприятии расстроился из-за того, что не услышал от столичного гостя никаких новых модных интеллектуальных слов. Правда, пусть и не от него, но новое слово я там услышал. Один из выступающих использовал слово «маршаны». Так и сказал: «Проблема Иркутска в том, что в нем нет маршанов». В большом количестве собравшихся я обнаружил методом выборочного опроса только двух людей, которые знали, что такое «маршаны». И тотолько потому, что знали французский язык.
Я, кстати, сначала решил, что это жители города Моршанска, табачную продукцию которого приходилось курить в потребительско-скудные годы перестройки. Теперь я тоже знаю, что такое «маршаны», но никому не говорю. Здесь скажу. Это что-то вроде посредников между художниками и потребителями их художественной продукции. Проще говоря, торговцы картинами.
В знаменитом шедевре Ильфа и Петрова «Золотом теленке» моя самая любимая сцена следующая. Когда Остап Бендертратит последние деньги на цветы для Зоси Синицкой. Его подельники хватаются за сердца (ведь он тратит на цветы пусть и маленькие, но действительно последние деньги), а великий комбинатор произносит гениальную фразу: «Эти деньги все равно ничего не решали, нужна идея, а ее пока нет».
Тогда, на упомянутом мероприятии, я понял, что деньги на культуру тратятся в наших краях именно по принципу этого Бендеровского красивого поступка: «Давайте спустим деньги как угодно, хоть на культуру, они все равно ничего не решают – нужна идея, а ее пока нет».
Очень надеюсь, что с приходом нового министра культуры «времена Зоси Синицкой» в нашей культуре закончились.